Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Данный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.
Не вызывает сомнений, что дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений особое внимание педагогов и родителей всегда привлекала работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. И это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.
В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи. К пяти - шести годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Полноценная речь ребенка - непременное условие его успешного обучения в школе, без этого невозможна мыслительная деятельность. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Развивающая предметная среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого; такие как В.Н. Дружинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова.
Среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
В связи с этим перед педагогами встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиска средств и методов для полноценного речевого развития детей.
В связи с этим была выбрана тема исследования: «Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с созданием предметно-развивающей среды в ДОУ, способствующей развитию речи дошкольников.
Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности речевого развития дошкольников посредством обогащения предметно-развивающей среды.
Решение проблемы определило цель исследования - изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются условия, обеспечивающие полноценное развитие речи дошкольников
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по речевому развитию ребенка будет проходить более успешно при условии создания обогащенной предметно-развивающей среды.
Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
Определить влияние предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольников.
Проанализировать предметно-развивающую среду по речевому развитию.
Провести обследование детей старшей группы для выявления уровня речевого развития.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников.
Требования к ролевым играм
Назовем основные требования к ролевым играм. 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовыв ...
Выявление разнообразных видов деятельности
Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять из и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих дете ...