Методы и приемы нравственно -экологического воспитания старших дошкольников

Структура образования » Анализ методики осуществления нравственно-экологического воспитания в ДОУ » Методы и приемы нравственно -экологического воспитания старших дошкольников

Страница 2

Педагогам рекомендуется давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным воспитанникам различные задания по наблюдению за животными и растениями.

Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности детей на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Н. Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения педагога строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. [8 с.187]

Игровая деятельность старших дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранительную работу большое число дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Экологическое воспитание мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти “в жизнь другого живого существа изнутри” (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду животным и растениям. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Проблема нравственно-экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема нравственно-экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы нравственного и экологического образования населения.

Большинство педагогов отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой

Анализируя педагогическую литературу нами было выявлено, что для того чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- экологические конкурсы;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

Страницы: 1 2 3


Организация экспериментального исследования
Исследование особенностей речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи проводилось на базе ДОУ №1 "Ромашка" комбинированного вида. В исследовании принимали участие воспитанники старшей логопедической группы. На предварительном этапе исследования были собраны общие сведения в развитии этих детей. В ходе наблюдений за ...

Игра и учение в младшем школьном возрасте
С приходом детей в школу и при смешении детей с нормальным развитием и детей психологически запущенных для нормального взаимодействия этой вновь созданной группы необходимо учесть изменения социальной ситуации. Внутренне, психологически дети остаются в дошкольном возрасте. Основным видом деятельности для ребенка продолжают оставаться игр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru