После проведенных исследований нами был разработан перспективный план по нравственно-экологическому воспитанию с целью повышения уровня экологического опыта детей старшего дошкольного возраста.
Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена целевая прогулка – экскурсия.
В ходе прогулок мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. нравственный экологический воспитание дошкольник
В своей работе с детьми мы также использовали циклы наблюдений: за цветущими растениями; за аквариумными рыбками; за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе и др. Так как в группе создан живой уголок, то большое внимание уделяется его обитателям. Поэтому был составлен цикл наблюдений за хомяком.
При проведении таких циклов наблюдений мы заметили, что у детей создается прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.
При формировании экологических знаний у детей мы придавали большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Важное внимание при формировании экологических знаний у детей мы уделяли прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, мы использовали литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводилась беседа, задавались вопросы. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Самое большое значение при закреплении нравственно-экологического опыта у детей придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. С детьми мы играли в различные экологические игры: "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Огонь, вода, земля, воздух", "Знаешь ли ты грибы?", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например "Приготовь лекарство", "Построй домик животному".
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов. Всем детям очень понравилось такое занятие как выращивание цветов на участке. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Так можно провести праздник, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", а также "Весенний праздник птиц" и др.
Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №163 (п. Октябрьский). Адрес – 663690, Россия, г. Зеленогорск (п. Октябрьский) Красноярского края, ул. Диктатуры пролетариата, 20. Первая школа в пос. Октябрьский открыта решением Исполнительного комитета Рыбинского Сов ...
Значение экологической безопасности для населения
Экологическая безопасность напрямую связана с принципами природопользования. Поэтому различают такие основные принципы, как экономический и социоэкологический. Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия вызывали определенную реакцию природной среды ...