По окончанию данной работы мы провели анкету «Я и природа». Анкета проводилась в той же группе.
Вопросы |
Ответы |
1. Нужно ли защищать природу? | |
2. .Хорошо ли охотиться на диких животных? | |
3. Нравится ли тебе читать книги о природе, животных? | |
4. Нравится ли тебе профессия лесника? | |
5. Нравятся ли тебе экологические игры? |
На данном этапе дети воспринимали материал с интересом, без признаков утомленности. Дети активно участвовали во всех мероприятиях. На последующих беседах по проблеме исследования практически все ребята показали достаточно глубокие знания.
Анализ результатов анкеты «Я и природа» показал следующие результаты исследования (в %):
Уровень нравственно-экологического опыта |
На начало эксперимента |
На конец эксперимента |
Высокий |
26% |
29% |
Средний |
73% |
71% |
Низкий |
1% |
0 |
Таким образом, в результате исследования и эксперимента произошла положительная динамика диагностики экологического воспитания. Показателей низкого уровня развития нет.
По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному нравственно- экологическому воспитанию и взаимодействию педагогов ДОУ с детьми.
Технология нравственно-экологического воспитания старших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий один раз в две недели;
- проведение экологических досугов.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень экологических знаний детей повысился это видно из результатов диагностики детей. На начало работы уровень экологических знаний составил: 1% - низкий уровень, 73% - средний уровень и 26% - высокий уровень. А на заключительном этапе: низкий уровень - 0%, средний уровень - 71% и высокий уровень составил 29%.
Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки, хомячок.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Анализ литературы по проблеме исследования
Как процесс репродуктивный, процесс, в результате которого не возникает ничего принципиально нового, а происходит лишь перекомбинация исходных элементов, рассматривали мышление ассоцианисты (А. Бен, Д. Гартли). В настоящее время этот подход нашел свое выражение в бихевиоризме (А. Вейс, Б. Скиннер). В трудах советских психологов продуктив ...
Игра
как средство воспитания, форма организации жизни и деятельности детей. Классификация игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в опред ...