В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». Играют два человека.
Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?. Не могли бы вы мне?. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас… Не могли бы вы?. Будьте добры!)
Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь… Нет повода для беспокойства… Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…)
Слова благодарности. (Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.
Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?
Тебя обозвали. Твоя реакция?
1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).
2. Отблагодарю тем же (обзову).
3. Пожалуюсь старшим.
Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)
Положительные: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимность, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность, целомудрие, неподкупность, любовь к Родине.
Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.
Ведущая. А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. Суть его такова. В течение 5 мин 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает заповеди из Библии, а кто-то – советы психологов…
(Законы, о которых у нас речь, можно обобщить и записать, например, так. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, постарайтесь, чтобы он понравился вам. Дарите ему знаки уважения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу… Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, а не с позиции сверху. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Избегайте категоричности, особенно в возражениях. Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.)
Ведущая. В заключение дам вам еще несколько таких рецептов поведения. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше.
Содержание
трудовой деятельности дошкольников
Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей ...
Познавательные процессы в обучении школьников
математике
Большое влияние на совершенствование традиционной системы обучения оказала созданная в трудах отечественных психологов и педагогов теория деятельности. Концепция деятельностного подхода к обучению по-новому поставила вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развитие в учебной деятельности. По этой причине многочисленн ...