Одна из главных задач воспитания на современном этапе – формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью, решение которой невозможно без формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся. Здоровье школьников и проблемы его сохранения всегда были в центре внимания ученых.
Проблемой санитарно-гигиенического воспитания в разные годы занимались многие ученые, в частности И. И. Аваткова, И. Д. Зверев, Е. И. Кальченко, Н. Б. Коростелев, С. К. Кусаинова, С. Е. Советова, И. И. Мильман, А. Г. Просецкая, Д. Д. Шарипова и др. В своих работах они сформулировали определение понятия «санитарно-гигиеническое воспитание». Согласно И. И. Мильману санитарно-гигиеническое воспитание – это совокупность неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга педагогических воздействий. И. Д. Зверев определяет его как воспитание у школьников гигиенических норм поведения, укрепление сознательного отношения к полезности и необходимости соблюдения гигиены в повседневной жизни.
В научной литературе обращается большое внимание на санитарно-гигиеническое воспитание, а именно на следующие моменты: вопросы личной и общественной гигиены, режим дня школьников, влияние физического труда и физической культуры на здоровье, гигиена умственного труда, профилактика близорукости, половое воспитание, гигиена туристических походов и гигиена питания.
На содержание санитарно-гигиенической работы оказывают влияние эпидемическая ситуация (сезонный подъем заболеваемости гриппом, вспышки острых желудочно-кишечных заболеваний и др.) и проведение внутри школьных массовых профилактических мероприятий (прививки, профилактические осмотры и др.). В преддверии или во время эпидемиологического неблагополучия в регионе освещаются санитарно-гигиенические нормы и правила поведения, направленные на предупреждение эпидемических заболеваний.
В методических рекомендациях по гигиеническому воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях содержание определено разделами «Программы воспитания в детском саду»: воспитание навыков личной гигиены, игры, труда, физической культуры.
Содержание санитарно-гигиенического образования должно включать в себя, наряду с вопросами охраны и укрепления здоровья, вырабатывание знаний и умений оказания первой помощи при несчастных случаях .
Основу содержания санитарно-гигиенического образования составляют анатомо-физиологические, гигиенические и медицинские понятия, которые позволяют учащимся оценить свой опыт, осознать гигиенические правила, понять, что соответствует, и что не соответствует им в жизни. Одновременно корректируются неправильные представления, усваивается определенная система гигиенических знаний и навыков, создается убеждение в необходимости выполнения последних. Кроме того, особое внимание следует уделять предупреждению вредных привычек путем повышения физиологической и гигиенической грамотности учащихся. Таким образом, не вызывает сомнения, что именно содержание, включающее в себя систему понятий, является одной из основных частей воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников.
Систему понятий в школьном предмете мы рассматриваем как отражение в обучении учащихся педагогически значимых основ науки. Иначе говоря, знаний, которые, с одной стороны, адекватны науке, но отличаются от нее по глубине, объему и дидактической обработке, а с другой – специально отобраны в соответствии с образовательными, воспитательными и развивающими задачами на современном этапе развития российской школы и педагогической науки.
Следовательно, систему санитарно-гигиенических понятий можно представить как совокупность взаимосвязанных единиц санитарно-гигиенических знаний, обеспечивающих становление санитарно-гигиенической ответственности в ходе соответствующей подготовки.
Понятия вообще – это одна из форм отражения мира в мышлении; образование понятий – результат абстрактного мышления. В дидактике понятия рассматриваются как основная единица знаний, представляющая собой обобщенное отражение действительности. Различают общие и единичные понятия.
Общими являются понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и тоже наименование, например: фактор окружающей среды, фактор, подрывающий или укрепляющий здоровье, и т. д.
Единичные понятия – это понятия о конкретных санитарно-гигиенических объектах или явлениях, имеющих собственное санитарно-гигиеническое название – вода, воздух, почва (факторы окружающей среды). В единичном понятии находят отражение как общие признаки того или иного понятия, так и признаки, присущие только данному объекту или явлению, определяющие его своеобразие, его неповторимое лицо.
Игра с сюжетно-образными игрушками
На втором году жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и др.). Поэтому руководство игрой с самого начала должно быть направлено на формирование ее как деятельности, в основе которой лежит умение отображать знакомые детям ж ...
Взаимосвязь
детского сада с семьёй
дошкольный воспитание эстетический обучение Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения призваны содействовать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятель ...