Особенности развития детского художественного творчества

Страница 1

Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине XX века исследования творчества стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творчества. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

Нам в работе представляется необходимым рассмотреть понятие творчество, творческая активность, этапы развития творчества, условия формирования творческой активности.

Что это такое – творчество?

В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля творчество – творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.

Несколько другая трактовка понятия творчества встречается в словаре Ожегова. Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической и др. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение открытие чего-то нового, оригинального.

Творчеством созданы наука и искусство, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.

По определению А.В. Петровского, «творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материалов и духовных ценностей».

В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества.

Рассматривая понятие «творчество», психолог Л.С.Выготский говорил, что это создание нового, а С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.

Несколько иную роль развитию творчества отводят А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров. Они выделяют в нем открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К.Тихомиров особую роль в творчестве отводил целеполаганию.

Я.А. Пономарев, рассматривая творчество, выделяет в нем такие качества, как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности.

По мнению Б.Г. Ананьева, свойствами творческой личности являются глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива.

В последнее время (Г.Г.Григорьева) были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Таким образом, гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков их множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

В ходе исследований творчества были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению правильного решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщённом виде.

1. Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способы решения. При встрече с новой задачей человек применяет в первую очередь .

Страницы: 1 2


Правовая основа организации дополнительного образования детей
Закон Российской Федерации "Об образовании". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Творческие объединения по интересам, клубы, студии, кружки Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В. Сис ...

Альтернативные системы обучения письму в современной методике каллиграфии
Помимо традиционной методики обучению каллиграфии существуют и альтернативные системы, разработанные разными авторами. Каждый из них предлагает свои пути и способы формирования каллиграфических навыков. Рассмотрим систему обучения письму Веры Алексеевны Илюхиной "Письмо с секретом". Вера Алексеевна – педагог-практик с большим о ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru