Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Структура образования » Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности » Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Страница 1

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

Игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.

Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Существует много различных подходов в использовании игры в дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.АФлериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др.

В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М.Богуславская), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), воображение (Г.Д.Луков), процессы мышления (, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре.

А.НЛеонтьев указывает на то, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать « .как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович).

Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Рассмотрим все эти условия более подробно.

Какова же специфика игровых приемов обучения?

Мы согласны с мнением психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах — это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения.

А.Н.Леонтьев писал, что в условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на елке .»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку — по столу — движется корабль и т.п.); изобразительным действием (ритмичные движения кистью — мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием (я — шофер, я везу зерно на элеватор . би-би-би).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этог ...

Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и «телесным». Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагм ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru