При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приемах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевленные предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.
Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что игровые приемы решают не только изобразительные задачи, но и развивают воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Не менее важным условием использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности является учет игрового опыта детей. Педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, то есть ту сферу действительности, которая интересует дошкольника. Воспитателю очень важно знать, какие способы выполнения игровых действий освоили дети.
Так, с развитием детского воображения в игровых приемах можно использовать не только образные игрушки, но и предметы-заместители, а затем строить действие с воображаемыми предметами. Если ребенку предложить недоступный способ действия, он может не принять игровой прием.
В связи с таким восприятием детей воспитатели делают иногда неправильный вывод о ненужности игровых приемов, поясняя, что дети якобы «переросли» их. Такие «неиграющие» дети часто встречаются на занятиях; они или скептически, или смущенно поглядывают на играющего воспитателя, испытывая как бы неловкость за его поведение.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что ребенок «не входит» в образ, в воображаемую ситуацию. Эта неспособность вообразить ту или иную ситуацию в большей мере объясняется несформированностью игры.
Поэтому воспитателю необходимо знать логику развития игры, возможное усложнение содержания игровых действий и способов их осуществления.
Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: «Дети, к нам пришел мишка (при этом она приносит его из-за двери). У него будут гости. Он хочет, чтобы мы нарисовали ему угощение». Этим игровой прием исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации.
Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.
Однако игровые приемы нередко носят характер развлекательного момента, абсолютно бесполезного для выполнения поставленных задач.
Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.
Мы считаем, что педагог должен четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в том случае последняя выступает как эффективный прием обучения.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностью сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков, и, наконец, творческие занятия.
Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном
процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологич ...
Классификация игр
Видное место в классификации игр, используемых на уроках иностранного языка, занимают труды М.Ф. Стронина. Он считает, что игры можно подразделить на 2 группы: подготовительные и творческие. Подготовительные игры включают грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Они способствуют формированию речевых навыков. Эти игры ...