На основании изучения сформированности действий самоконтроля у дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками были получены нижеприведенные результаты (У.В. Ульенкова, 1994).
В качестве тестового задания была выбрана групповая форма выполнения графического диктанта как модели учебного задания. В течение 15 мин дети должны были писать простым карандашом на тетрадном листе в одну линейку системы палочек и черточек, соблюдая следующие правила:
1) писать палочки и черточки в определенной, предложенной им последовательности;
2) не писать на полях;
3) правильно переносить знаки с одной строчки на другую;
4) писать не в каждой строчке, а через одну.
В качестве оценочных критериев были использованы следующие признаки сформированности действий самоконтроля на каждом из этапов предложенного задания:
степень полноты принятия задания (полностью, частично, не принимает совсем);
степень полноты сохранения задания до конца (во всех компонентах, частично, полностью теряет задание);
качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ошибки, исправляет, не исправляет);
качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается проверить свою работу и тщательно проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не проверяет и сразу отдает взрослому).
Таблица 1. Распределение дошкольников по уровням игровой деятельности (в %)
Тип игры |
Количество детей | ||
нормально развивающиеся |
с ЗПР |
умственно отсталые | |
Манипулятивно-процессуальная |
0 |
13,2 |
80 |
Процессуальная с элементами сюжета |
0 |
34,0 |
20 |
Сюжетно-ролевая |
40 |
52,8 |
0 |
Игры по правилам |
60 |
0 |
0 |
учебный дети проблема развитие
В соответствии с данными критериями было выделено пять уровней сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности дошкольников (в направлении от высшего к низшему):
первый (характерен для 20,4% нормально развивающихся дошкольников (н.р.д.), среди детей с ЗПР этот уровень не наблюдается). По всем показателям — максимальное выполнение;
второй (48,6% — н.р.д. и 7,7% — ЗПР). Задание полностью принимается и сохраняется, но ребенок допускает некоторые ошибки на те или иные правила, не замечает и не устраняет их; при общем стремлении получить хороший результат качество работы не беспокоит;
третий (22,8 % — н.р.д. и 32,8 % — ЗПР). Принимается лишь часть инструкции, да и та сохраняется в неполном объеме, в результате палочки и черточки пишутся без соблюдения заданного алгоритма, к полученному результату равнодушен и не стремится проверить и улучшить качество выполненной работы;
четвертый (7,2% — н.р.д и 49,6% — ЗПР). Инструкция теряется почти сразу же, палочки и черточки пишутся в случайном порядке, ошибок не замечает, к результату деятельности полностью равнодушен;
Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского
языка
Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осло ...
Многообразие различных видов чтения как эффективное средство развития
личности
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют следующие виды чтения: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное [23,28]. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и к ...