Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка

Структура образования » Педагогическая коррекция детей в начальной школе » Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка

Страница 1

Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осложняет учебный процесс и ставит новые педагогические задачи; в частности усложняется работа учителей русского языка.

Ростовский образовательный комплекс этнокультуры «Детский сад № 177 — средняя школа № 15», являющийся школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук, накопил большой опыт обучения русскому языку детей из разноязычных и иноязычных семей.

Логопедическое обследование учащихся начальной школы показало, что для 10% детей русский язык не является родным. Среди национальных меньшинств преобладают цыгане (7%), армяне (6%), татары (2%), корейцы (2%). Остальные 3% составляют грузины, удины, ассирийцы, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, молдаване. Среди этих детей только 5% владеют русским языком в соответствии с возрастной нормой русскоговорящих учащихся, 10% имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала, 70% учащихся начальных классов имеют различные дефекты речи. Недостаточное знание русского языка является основным фактором, мешающим успешному усвоению программы начальной школы, затрудняющим адаптацию в среде русскоязычных сверстников, приводящим к снижению учебной мотивации.

Для устранения этих негативных явлений в школе разработана комплексная программа предупреждения дезадаптации таких детей, одной из составных частей которой в настоящее время является авторский курс «Культура речи», разработанный педагогом Н.А. Румега. Программа прошла аттестацию в городском отделе народного образования в 2004 и 2009 годах. Первоначально она была рассчитана на русскоязычных учащихся обычных классов и классов компенсирующего обучения. За время работы в многонациональном образовательном комплексе (с 2006 по 2009 г.) программа была адаптирована для занятий с детьми различных национальностей.

Главными задачами курса «Культура речи» являются:

— развитие речи учащихся в процессе работы как над артикуляционной, так и над лексико-грамматической сторонами речи;

— развитие внимания к языковым явлениям, умения чувствовать коммуникативную уместность высказывания;

— обучение формулированию собственных связных устных и письменных высказываний, стимулирование желания использовать такие высказывания в общении;

— работа над овладением навыками речевого этикета и культуры общения.

Курс состоит из двух разделов.

Первый из них предусматривает работу над звуковой стороной речи, второй включает в себя темы, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи. Так как занятия по программе проводятся с детьми, для которых русский язык не является родным, обязательно учитываются психологические предпосылки овладения иностранным языком. Этот фактор в основном определяет подбор приемов и методов обучения.

Для отслеживания результатов занятий по программе курса «Культура речи» использовалась методика Г. П. Бессоновой и О. Е. Грибовой. Мониторинг проводился в начале и в конце учебного года. У всех детей, посещавших занятия, отмечена положительная динамика в развитии речи (табл. 5).

Таблица 5

Качество речи учащихся в % от возрастной нормы

Начало учебного года

Конец учебного года

Звуковое оформление речи

Словарный запас

Лексико-грамма-тический строй

Звуковое оформление речи

Словарный запас

Лексико-грамма-гический строй

68

53

48

95

80

75

Страницы: 1 2


Формирование пространственного воображения учащихся в компьютерной предметной среде
Структура геометрической деятельности учащихся в единстве ее наглядно-образной и логико-интуитивной сторон позволяет в системе конкретных действий учащихся по конструированию, анализу и синтезу геометрических фигур, решению задач различной направленности, исследованию понятий, фактов геометрии спроектировать процесс их обучения, обеспечи ...

Механизм лечебного воздействия средств АФК в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Базовой целью любого дошкольного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, на ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru