В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора будущей профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов: 1) общая мотивация; 2) романтика профессий; 3) научно-познавательные мотивы; 4) мотивы общественной значимости профессии; 5) ссылка на пример;
В другом случае рассматриваются: 1) осознание перспективности избранной профессии; 2) учебные и внеклассные интересы; 3) желание приносить пользу; 4) влияние родных и знакомых;
В третьем случае отмечаются: 1) мотивы общественной пользы профессии; 2) мотивы психологического характера; 3) мотивы подражания; 4) внешние признаки профессии; 5) интерес к самой профессии и т.д.
Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: 1) социальные мотивы; 2) моральные мотивы; 3) этические мотивы; 4) познавательные мотивы; 5) творческие мотивы; 6) мотивы, связанные с содержанием труда; 7) материальные мотивы; 8) престижные мотивы; 9) утилитарные мотивы [40].
В каждый момент времени на развитие мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
1. Настоящее: объективная действительность и условиядеятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
2. Прошлое: история индивида, его собственный опыт;
3. Будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.
Первое место по силе влияния на самоопределение старших школьников в выборе профиля обучения занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [40, с.75].
Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Старший школьник же уже стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.
Выбор предмета будущей деятельности — это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность – деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно
Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность профориентационной работы, направленной на оказание помощи учащимся. Старший школьник нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такое направление деятельности, которое выделяло бы его в глазах окружающих и приносило бы ему эмоциональное удовлетворение. Это позволяет ему найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь успеха является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения.
Особенности развития игр
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматри ...
Содержание
трудовой деятельности дошкольников
Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей ...