Мотивы профессиональных предпочтений

Страница 1

К концу старшего подросткового возраста у школьника возникают достаточно устойчивые мотивы, связанные с его представлениями и намерениями относительно своей будущей жизни и деятельности.

Понимание мотивации употребляется в 2-х смыслах:

1. Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.

2. Мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами – мотивирование.

Понимая мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую [20].

Исходя из анализа психологических представлений о мотивации при всех разночтениях – понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребности – не вызывает сомнения.

Именно мотив определяет смысл того, что делает человек. Это подводит человека к необходимости определить свое место в социуме. С другой стороны, мотив как подчиненный цели в качестве действий, в определенной сфере Деятельности заставляет человека вырабатывать общие принципы, способные проявлять себя.

Выбор профессии, как смысловая вертикаль в профессиональном самоопределении сводится к мотивационной лестнице предпочтений тех или иных мотивов деятельности, которая выстраивается, складывается в реальном контексте жизни и деятельности человека. Если, на наш взгляд, отсутствует один из элементов в «связке» мотив – цель – способ достижения цели, или недостаточно представлен, то возникает неполноценное намерение, работающее на поддержание состояния, мешая выполнению основной функции системы регуляции актуального поведения.

Выяснив свои достоинства и недостатки, учащийся должен принять твердое решение сделать все возможное для развития достоинств и устранения недостатков. Готовность к изменениям будет выше, если этому способствует ценностно-ориентированная структура.

Это возможно, если соотнести условия со своими объективными возможностями и желаниями, если учащийся полагает, что выдвинутые по отношению к нему условия являются объективно-необходимыми для преодоления трудностей.

А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов.

Внешние мотивационные факторы:

1) факторы давления – рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

2) факторы притяжения-отталкивания – примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);

3) факторы инерции – стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы:

1) собственные мотивационные факторы профессии – предмет труда; процесс труда (привлекательный – непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие – однообразие деятельности, детермированность – случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный – коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;

2) условия труда – физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность – подчиненность, объективность – субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность – легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный – ограниченный режим; социальный микроклимат);

3) возможности для реализации внепрофессиональных целей – возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. В интересах данной работы рассмотрим первую. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Страницы: 1 2


Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию
Задача воспитателя дошкольного учреждения - озарить душу ребенка пламенем творчества и сделать этот пламень «вечным двигателем» восхождения к совершенству, правом выразить в слове свою неповторимость. У М.Пришвина мы читаем: «Есть слова, которые, сцепляясь одно с другим, ведут как тропинки внутрь самого себя. Нужно целую вселенную в себе ...

Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, нами были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним. Система упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методик ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru