Игра как одна из важных форм обучения младших школьников

Структура образования » Игра как одна из важных форм обучения младших школьников

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме" А.С.Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь?- Игра!"

Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий", что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хёйзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Цель работы:

доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.

Задачи:

1. изучение роли игры в процессе обучения;

2. выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания

Объект исследования:

влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования:

учебные игры на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."[11].


Требования к ролевым играм
Назовем основные требования к ролевым играм. 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовыв ...

Права, обязанности и экипировка команд-участниц
Каждая команда состоит из: 1. Тренера и, по желанию команды, помощника тренера. В его обязанности входит: - не менее чем за 20 минут до начала игры по расписанию каждый тренер должен подать секретарю список с фамилиями и номерами членов команды, которые будут участвовать в игре, а также фамилии капитана команды, тренера и помощника трене ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru