Преодоление психологических барьеров при изучении математики в 5-6 классах

Структура образования » Преодоление психологических барьеров при изучении математики в 5-6 классах

ологический

Математика является инструментом, без которого в настоящее время невозможно полноценное развитие никакой науки, с помощью которого наиболее эффективно производятся многочисленные исследования во многих науках. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Ребенок с первых дней обучения в школе встречается с математикой. Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошее знание математики, и без нее учащиеся не могут освоить эти предметы. С начала и до конца обучения в школе математика неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время математика способствует развитию школьников.

Если недавно основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в данный момент согласно современной концепции математического образования, его важнейшей задачей является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

В данный момент наблюдается повышенный интерес учителей к психолого–педагогическим проблемам, к психологическим знаниям. Этот интерес можно объяснить тем, что учителя в своей повседневной практической деятельности сталкиваются с такими проблемами, которые возможно разрешить только опираясь на психолого–педагогические знания.

Исследованию как общих, так и частных проблем взаимодействия психологии и педагогики, математики и системного подхода посвящены работы Г.Н. Александрова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Г.В. Воробьева, В.Ф. Венды, Б.С. Гершунского, Л.В. Занкова, Л.Б. Ительсона, Л.Н. Ланды, В.С. Леднева, В.И. Михеева, Е.И. Машбица, Н.Д. Никандрова, В.Н. Пушкина, А.П. Свиридова, А.А. Столяра, О.К.Тихомирова, Л.М. Фридмана и других.

Психологические проблемы обучения, управления познавательной деятельностью учащихся, без которых невозможно продвижение в обучении математики, исследовались в работах Г.Н. Александрова, П.Я. Гальперина, В.В. Дробышева, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, И.П. Калошиной, Г.С. Костюка, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова, А.Ф. Эсаулова.

Несмотря на большое количество литературы по данному вопросу, хочется отметить, что конкретного материала, позволяющего построить обучение школьников с учетом особенностей преодоления психологических барьеров, нет. Существует множество методических пособий по курсу математики в средней школе, но в ходе исследования литературы не встретилось ни одного, где были бы собраны и обобщены данные, позволяющие преодолевать психологические барьеры, возникающие у школьников при изучении математики. Поэтому, исходя из выше сказанного, хочется отметить, актуальность исследования данного вопроса.

Барьер от французского barriere – преграда, препятствие. Какие преграды, препятствия, трудности могут возникнуть у школьников при изучении математики и как им помочь справиться с ними? На этот вопрос необходимо ответить.

В психологической литературе выделяют несколько определений понятия психологического барьера.

Психологический барьер - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, суждений, понятий, умозаключений, ожиданий, эмоциональных переживаний, в которых осознанно и/или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражается негативное отношение индивида и/или различных групп к разработке и внедрению нововведений в различных сферах жизни.

Другое определение: внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. Третье определение: психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности человека, препятствующая выполнению им тех или иных действий. При наличии психологического барьера усиливаются отрицательные эмоциональные переживания и установки, ассоциированные с задачей – стыд, чувство вины, страх, тревога, низкая самооценка.

Еще одно определение: субъективная реакция, обусловленная негативным отношением или предубеждением. Возникает из-за несовпадения интереса личности с требованиями ситуации или условиями выполняемой работы. Такого вида барьер в психологии называют "смысловым".

Термином "смысловой барьер" в психолого-педагогической литературе называют такое явление, заключающееся в том, что в силу разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же явлению, поступку, поведению в целом ребенок оказывается, совершенно невосприимчив к педагогическим воздействиям. В результате ученик, хорошо понимая и умея выполнить то, что от него требует педагог, не "принимает" это требование и упорно его не выполняет.

Психологический барьер является серьезным тормозом на пути той или иной деятельности человека. В случае неудовлетворения потребности включаются в работу защитные механизмы.

Психологические барьеры могут возникнуть вследствие слабой воли, лени, неуверенности в себе, нетребовательности в работе.

Успешному "преодолению" барьера, или снижению количества возможных трудностей, им вызванных, могут способствовать своевременная и полная информация о предстоящих нововведениях, индивидуальная работа, организация обучения, направленного на снижение возникновения психологических барьеров и т. п.

Первоначальные математические знания усваиваются в определенной, приспособленной к пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.

Объектом исследования в работе является процесс обучения школьников математике.

Предметом исследования является методика преодоления психологических барьеров на уроках математики в средней школе.

Цель работы исследовать методику преодоления психологических барьеров в процессе обучения математике в средне школе, выявить новые подходы к обучению.

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза, что продуктивная учебная деятельность школьников на уроках математики, заинтересованность их математикой возможна только при условии использования на уроках определенных психологических приемов, направленных на снятие и преодоление психологических барьеров.

В связи с этим были выделены следующие задачи, которые определили содержание и структуру исследования в его теоретической и экспериментальной частях:

1. Исследовать вопрос теории обучения: существо проблемы и её историко-теоретический аспект.

2. Проанализировать вопрос, что есть понятие "психологический барьер".

3. Изучить основные особенности процесса обучения математике в средней школе.

4. Рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы преодоления психологических барьеров.

5. Выявить уровень сформированности психологических барьеров на уроках математики в условиях современной школы (5 класс).

6. Определить способы и конкретные приемы преодоления психологических барьеров на уроках математики у учащихся 5-х классов.

Методы с помощью которых проводилось исследование:

- Метод теоретического анализа, синтеза, обобщения и конкретизации;

- Метод эксперимента с помощью внедрения методики преподавания математики с целью преодоления психологических барьеров;

- Методы количественного анализа и качественной обработки данных исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Алгоритм и его основные виды
Алгоритм — одно из важнейших поня­тии информатики. Алгоритм —точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действии), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Предписываемые операции (дей­ствия) должны быть доступны адресату. Они могут быть как эл ...

Педагогический процесс – творчество коллективное
Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятель ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru