Познавательные процессы в обучении школьников математике

Страница 1

Большое влияние на совершенствование традиционной системы обучения оказала созданная в трудах отечественных психологов и педагогов теория деятельности. Концепция деятельностного подхода к обучению по-новому поставила вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развитие в учебной деятельности. По этой причине многочисленные исследования психологов и педагогов посвящены теории активизации учебно-познавательной деятельности школьников (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др.). Такие качества личности, как любознательность, целеустремленность, а также овладение знаниями и способами учения: интеллектуальными умениями, общими навыками учебного труда и специальными умениями, формируются только в учебно-познавательной деятельности ребенка. Такое понимание познавательной деятельности включает в себя понятие познавательной самостоятельности.

Деятельность является самостоятельной, если ее составляющими элементами являются такие действия, как установление нового факта, явления и его характеристика; формулирование проблемы, задачи; выдвижение гипотезы; установление существенных связей и закономерностей развития явления; определение путей поиска новых фактов, выявление их сущности на основе сравнения, сопоставления и противопоставления фактов; выделение общего положения в конкретном случае; оценка решения, значимости полученного результата.

Говоря о механизмах взаимодействия учителя и ученика, а также о том как происходит механизм усвоения знаний, формирования умственных и предметных действий, можно выразить их с помощью такой структуры:

- механизмы формирования личности в деятельности; понимание процесса обучения как включение обучаемого в систему деятельностей, отношений и общения; механизмы взаимодействий знаний, деятельности и перестраивающихся установок в умственном развитии обучаемых;

- механизмы познавательной деятельности в обучении: взаимодействия видов познавательной деятельности;

- механизмы ориентировочной основы действий, как механизмы взаимодействия алгоритмических и эвристических процессов;

- механизмы самих психических процессов, умственных и предметных действий.

Область применения тех или иных механизмов определяется целями обучения, дидактическими задачами, особенностями логической структуры знаний, индивидуальными характеристиками учащихся и возможностями совместной деятельности; условиями обучения. Одной из основных закономерностей развития учащихся в процессе обучения является взаимодействие видов познавательной деятельности при ведущей роли продуктивной. В структуру познавательной деятельности выделяют следующие виды: репродуктивную, репродуктивно-преобразовательную и продуктивную. Каждый из видов познавательной деятельности, в свою очередь описывается соответствующей совокупностью интеллектуальных действий и умений.

Вопрос о взаимодействии репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности исследовался в работах советских психологов и педагогов (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Пистрак, И.С.Якиманская, П.М.Эрдниев, ЛМ.Фридман и др.). Воспроизводящая познавательная деятельность позволяет наиболее экономным путем вооружить большим количеством сведений; продуктивная познавательная деятельность способствует развитию познавательных возможностей, но требует большего времени для изучения материала (М.А.Данилов, В.И. Загвязинский, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый и др.).

В процессе обучения математике непосредственно участвуют с одной стороны – учитель, с другой – ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения математике, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Обучением называется двусторонний процесс, состоящий из деятельности учителя, когда он ученикам объясняет, рассказывает, показывает, заставляет их выполнять упражнения, исправляет их ошибки и т.д., и из деятельности учеников, которые под руководством учителя усваивают знания и соответствующие умения и навыки. Обучение, есть основная форма психического развития.

А вот как определяется процесс обучения математике.

"Обучение в частности математике – сложный процесс управления, осуществляемый учителем с использованием вспомогательных средств (учебников, наглядных пособий, технических средств обучения)… Учитель перерабатывает информацию, получаемую им из программы, научной, учебной и методической литературы, а так же осведомительную информацию, об уровне и возможностях мыслительной деятельности ученика и передает, пользуясь определенными средствами, обучающую информацию, ученику.

Ученик воспринимает и перерабатывает информацию полученную им от учителя, из учебника и других источников и по требованию педагога передает ему информацию в качестве усвоения учебного материала и достигнутом развитии мыслительной деятельности в виде ответов на вопросы, решений упражнений и задач.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методика экспериментального исследования
Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми использовалась методика, разработанная М.И. Лисиной [57, с.41]. Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Материал: игрушки, книги. Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на с ...

Составляющие эвристической деятельности
Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, которая представляет активное взаимодействие человека с объектами окружающей действительности. Простым элементом деятельности служит действие, которое понимается как целесообразный законченный акт поведения человека, нап ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru