Современное внеклассное чтение — это обязательный раздел программы русского языка, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с I класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы: и вооружение учащихся суммой определенных знаний, умений, навыков, и воспитание учащихся — будущих граждан, и их общее и литературное развитие, и формирование у детей индивидуальных склонностей, интересов, способностей — словом, все то, что имеется в виду, исходя из особенностей учебного материала применительно к любому учебному предмету или курсу обучения. Как же реализуются эти задачи в учебно-воспитательном процессе с помощью детской книги?
Современная школа с первых дней обучения разносторонне помогает учащимся приобщаться к искусству чтения на уроках обучения грамоте, чтения, внеклассного чтения, причем в каждом случае процесс обучения чтению протекает своеобразно.
На уроках обучения грамоте в центре внимания учителя и ребенка звуки, буквы, слоги, слова и предложения. Это основной учебный материал. Он сосредоточен в "Букваре" или "Азбуке", изучая которые страницу за страницей дети узнают буквы, овладевают механизмом, а затем и техникой воспроизведения и понимания речи через ее письменную форму.
На уроках чтения навыки техники чтения продолжают отрабатываться, но главным направлением в обучении становится работа с текстами произведений, специально отобранных методистами в книги для чтения. А на уроках внеклассного чтения с первой учебной недели и в течение всех лет обучения дети тоже учатся читать (не сочинять стихи и сказки, не изучать манеру творчества художников, или историю детской литературы, или отдельные темы по природоведению, по истории и т. п., не смотреть кинофильмы, а читать!) детские книги и овладевают приемами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг [1, 145].
В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется и техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии с их жанрово-видовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя в процессе самостоятельного чтения всезнания, умения и навыки по чтению и развитию речи, приобретенные к моменту чтения. Однако специфические цели учебно-воспитательной работы во внеклассном чтении состоят не в этом, а в том, чтобы обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой, что гарантирует возможность своевременно встретить "свои" книги, отыскать, определить свой круг чтения.
Никакой другой раздел в системе начального обучения подобной цели не ставит и ставить не может, потому что, во-первых, на всех прочих уроках, кроме уроков внеклассного чтения, отсутствуют объекты изучения, а именно детские книги из круга чтения учащихся определенного возраста и читательской подготовки, а во-вторых, только в программе по внеклассному чтению предусмотрена задача организовать такую деятельность учащихся с детскими книгами, которая формировала бы у каждого ребенка самостоятельность в чтении как устойчивое личностное свойство.
Гигиена режима дня школьника в семье, гигиена
отдыха, досуга, туризма
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она ...
Значение и функции ролевых игр
Большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. В настоящее время стала необходимость обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личност ...