Данную здесь краткую характеристику процесса формирования у младших школьников читательской самостоятельности следует дополнить сведениями о том, что названные этапы (т. е. ступени этого процесса) различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) количеством -времени, отведенного на классно-урочную работу с детской книгой в неделю; в) структурой урока; г) учебным материалом и д) объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной или индивидуальной читательской деятельности [5, 20]. Обо всем этом пойдет речь ниже. Здесь же отметим, что в течение каждого из этапов читательской подготовки учащиеся под руководством учителя должны освоить следующее содержание обучения.
На подготовительном этапе.
Круг чтения: детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении. Равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух. Освоение закономерной связи: содержание книги — иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.
Основные понятия, которые должны быть усвоены: рисунок (иллюстрация), обложка, надписи, страницы, заглавие (книги, произведения), фамилия автора.
Понятия, которые будут углубляться: книга — произведение, книга — сборник, темы чтения, книжная выставка.
На начальном этапе.
Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением. Дифференциация тематики чтения по жанрам. Произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов. Произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.
Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения. Восприятие и воспроизведение произведения из самостоятельно прочитанной книги с опорой на иллюстрации. Сопоставление этого произведения (книги) с другими известными произведениями (книгами) по сходству, контрасту и т. д. Освоение закономерной связи: книга — тема, книга — автор, книга — жанр.
Основные понятия, которые должны быть усвоены: название книги (заглавие, фамилия автора), переплет, корешок, оглавление (содержание).
Понятия, которые будут углубляться: сборник — авторский и тематический, темы чтения, картотека, карточка (на книгу).
На основном этапе.
Круг чтения: русская, советская и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц — только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения). Детский журнал (по выбору учителя), пионерская газета (материал для октябрят). Вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о борьбе людей за счастливую жизнь и мирный труд, о смелых и умелых людях, о жизни ребят-сверстников в СССР и за рубежом; сказки народов разных стран.
Материально-техническое оснащение учебных помещений
Учебно-производственные мастерские, как и кабинеты теоретического обучения, должны отвечать ряду требований, причем к описанным в теме 18 4-м группам прибавляется еще одна, 5-я группа. 1. Дидактические требования. 2. Производственно-технические требования. Учебно-производственный процесс, в ряде случаев, базируется на производительном тр ...
Уроки применения знаний, умений и навыков
1.05. Докажите, что середины ребер АР, СР, ВС и АВ тетраэдра РАВС лежат в одной плоскости. Определите вид фигуры, вершинами которой служат эти точки (модификация задачи, приведенной в пункте 4.2.3). 1.06. Треугольник АВС лежит в плоскости α. Через его вершины проведены параллельные прямые, не лежащие в плоскости α. На них отлож ...