Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определенный путь развития, образуют еще более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее [7, 22].
При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определенного класса важно стремиться к тому, к чему настоятельно призывал еще в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Николай Александрович Корф. Он писал, что каждый учитель должен "приучать к одновременному совершенствованию двух процессов — чтения и уразумения читаемого". Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств — возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.
Существует проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. С. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самые короткие пути эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать кукольный театр. Кукольный театр позволяет стимулировать способность школьников к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей культурных ценностей, традиций, природы), которое, развивалось параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Основные цели и задачи развития творческих способностей средствами театрального искусства формируются следующим образом:
Развитие эстетических способностей;
Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Овладение навыками общения и коллективного творчества;
Игры в кукольном театре рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Занятия проводят в занимательной форме, основываясь на сюжетном построении литературного произведения. Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение взаимодействий школьников, работа в "зоне ближайшего развития", а не тактика доступности. В основу реализации кукольного театра положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Определение уровней представлений о семье у детей
старшей группы
Критерии оценки № Критерии Баллы 1 Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества 2 своих родителей. 2 Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. 2 3 Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. 2 4 Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, 2 дедушка, брат, сестра, сы ...
Методика преподавания математики в 5 классе средней
школы с преодолением психологических барьеров
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся пятых классов средней школы № 1605 г. Москвы, было проведено исследование. Работа велась с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. и включала несколько этапов. На первом этапе проводилось исследование, которое позволило выявить наличие психологичес ...