виды библиотечно-библиографической помощи, рас считанной на детей от шести до десяти лет: книжная выставка, плакат, рекомендательный указатель, картотека, каталог;
внешние приметы, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и в группе книг, а именно:
иллюстрации, заглавие, фамилия автора, содержание или оглавление, подзаголовок, предисловие, послесловие, возрастные пометы, издательство, серия и т. п.;
5) правила гигиены чтения и сохранности книг. Действуя с книгами и среди книг, и первоклассники, и дети, завершающие начальное обучение (разумеется, по-разному), приобретают умения:
1) ставить для себя цель обращения к книгам;
выбирать книгу в наиболее полном соответствии с поставленной целью;
осознавать содержание избранной книги, максимально используя возможности, которыми располагают к моменту деятельности с книгой.
Наконец, с 1-й недели обучения и в течение всех лет у учащихся формируются умения, переходящие затем в навыки:
1) прежде чем читать, автоматически выделять для себя внешние показатели содержания книги, которая встретилась; прежде чем сделать выбор, рассматривать как можно больше разных книг;
2) сразу же обращаться к знакомым видам библиотечно-библиографической помощи, если не помнишь или не знаешь той литературы, которая тебе нужна;
3) осуществлять при самостоятельном чтении все правила, которым обучен на уроках классного и внеклассного чтения [6, 145].
Типичные ошибки, которые допускаются в практике работы массовых школ при освоении с детьми содержания программы "Внеклассное чтение и развитие речи", состоят в том, что при подготовке учащихся к самостоятельной читательской деятельности учитель не выдерживает этапов обучения, опускает подготовительный этап или завышает требования программы (на начальном и даже подготовительном этапах требует от детей чтения новых книг дома). А это сразу лишает работу всякого смысла: даже взрослые любят делать только то, что умеют; необоснованные, неподготовленные требования и интерес, радость, успех исключают друг друга. Это приемы давным-давно осужденные и отвергнутые методикой. "Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя, — предупреждала М. А. Рыбникова. — Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным". Это мудрое высказывание талантливого педагога-методиста особенно важно иметь в виду, работая с детьми шести лет. Как известно, снижение возраста учащихся на один год дает учителю значительные преимущества только в том случае, если он помнит: новый контингент учащихся гораздо более восприимчив, чувствителен ко всяким внешним целенаправленным воздействиям, чем прежний. У детей, начавших обучение в шесть лет, скорее и легче, чем у семилетних, формируются и позитивные, и негативные установки, привычки, отношения, а переучивать и переубеждать всегда сложнее. Непосредственные наблюдения за поведением учащихся шести лет и специальные тесты позволили установить любопытный и весьма примечательный факт: разграничение первоклассниками шести лет любой деятельности (даже игровой, а не только учебной) на "любимую" и "нелюбимую" зависит исключительно от наличия у ребенка объекта, с которым надо действовать, и способности (умения) действовать с объектом самостоятельно.
Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую оче ...
Методика работы с текстовыми логическими заданиями
Учебник математики для I класса авторов М.И. Моро[39] и других содержит текстовые задания для развития логического мышления младших школьников. Хотя задания подаются в учебнике как дополнительные (они напечатаны в нижней части страницы под синей чертой курсивным шрифтом), учителя часто обращаются к ним, но при этом испытывают трудности м ...