Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП).
Под компетенцией ПКПП-5 «способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей» мы понимаем способность бакалавра грамотно осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей, соблюдая принципы профессиональной этики.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:
– необходимостью умения осуществлять психологическое просвещение населения.
Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:
- профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности – всего 72 ч.;
- история психологии – всего 108 ч.
- психология семьи и семейного воспитания – всего 144 ч.;
- психология детей с сенсорными нарушениями – всего 144 ч.;
- психология развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (всего 108 ч.);
- психологическая служба в образовании – всего 108 ч.;
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКПП-5 у студентов-выпускников вуза:
Пороговый уровень:
- знает основные методы просвещения населения по вопросам психологии;
- знает вопросы психического развития детей.
Повышенный уровень:
- грамотно осуществляет психологическое просвещение педагогов и родителей по различным психологическим вопросам;
- владеет знаниями в области психического развития детей.
Опыт работы психологов с применением компетенции ПКПП-5 отражен в статье «Секреты бесконфликтного взаимодействия» («Школьный психолог» №33 за 2003 г.), в которой автор Валентина Семенок – педагог-психолог из г.Минска делится опытом по осуществлению психологического просвещения педагогов по вопросам психического развития детей разных возрастов, а также по вопросам взаимодействия с родителями учеников.
«После разминки в первом упражнении участникам семинара предлагалось продолжить высказывание: «В работе классного руководителя самым сложным для меня является .» При анализе результатов выделялись группы трудностей, с которыми сталкиваются классные руководители, особенно в системе взаимоотношений «учитель—родитель». Здесь участникам удалось обнаружить сходства и различия как в формулировании проблем, так и в способах решения проблемных ситуаций.
Перед вторым упражнением участники объединились в две группы — «Родители» и «Учителя». Каждая группа заполняла таблицу с позиции «Я — родитель» или «Я — учитель».
Педагоги в позиции родителей отметили, что они ожидают от учителя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции учителя, в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным было бы обсуждение смыслов, которые и «учителя», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.
Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позицию педагога и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка».
Основные виды самостоятельной работы учащихся
Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы. 1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели. Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закр ...
Содержание обучения темпу
речи неслышащих учащихся
Отсутствие у ребенка полноценной функции слухового анализатора не дает возможности формированию произношения без специального обучения. В обучении глухих произношению главной задачей является обеспечение максимальной внятности речи, которая создала бы возможность полноценного использования устной речи как средства общения. Обучение глухи ...