Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности (ПКСП).
Под компетенцией ПКСП-5 «готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства» мы понимаем владение выпускником вуза технологиями и методиками профессиональной деятельности с учетом знаний об устройстве системы социальной защиты детства.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью формирования и развития профессиональной компетентности студента в области практической педагогической деятельности с учетом знаний об устройстве системы социальной защиты детства.
Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:
- девиантология – всего 72 ч.
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза:
Пороговый уровень:
- знает систему социальной защиты детства;
- умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы.
Повышенный уровень:
- умеет использовать современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения с учетом знаний о системе социальной защиты детства.
Опыт работы психологов с применением компетенции ПКСП-5 описан в статье «Так не хотелось расставаться» («Школьный психолог» №7 за 2004 г.), где педагог-психолог из центра психолого-педагогической реабилитации г.Хабаровска Наталья Москвина рассказывает о том, как проходила курсовая подготовка психологов по новой специальности «педагог-психолог-конфликтолог» на Всероссийском съезде практических психологов образования в 2003 году. Следует отметить, что данный курс был разработан с учетом знаний о системе социальной защиты детства:
«Программно-методический комплекс курсовой подготовки по специальности «педагог-психолог-конфликтолог» был разработан в рамках федеральной программы развития образования «Авторские экспериментальные школы».
Специфика обучения новой специальности состояла в том, что оно складывалось из нескольких этапов. Причем обучение на втором и третьем этапе предусматривало активное взаимодействие слушателей курсов с воспитанниками Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Ближе к концу обучения слушатели из позиции обучаемых переходили в позицию обучающих, проводя с ребятами (в соответствующих форме и объеме) те тренинги, участниками которых они были в начале курса.Целесообразность такой формы обучения была обусловлена тем, что непосредственная работа с детьми позволяет добиться эффекта «проживания», обеспечивающего максимальную личностную включенность слушателей в учебный процесс. В процессе работы по разрешению и предотвращению конфликтов происходит приобретение реального, а не имитационного опыта их продуктивного разрешения.
Значительное место в учебной деятельности занимали игры, практикумы, дискуссии, выполнение индивидуальных и групповых заданий во внеучебное время, тренинги (в том числе с применением записывающей видеоаппаратуры для последующей рефлексии).
Курсовая подготовка проходила при финансовой поддержке программы «Помощь детям-сиротам в России», благодаря которой были обеспечены комфортные условия слушателям и воспитанникам центра».
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности
младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка ...
Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей
Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности игры. На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори. Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышлен ...