Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО).
Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы» мы понимаем владение выпускником вуза технологиями и методиками решения педагогических задач по обучению, воспитанию и развитию личности младших школьников с учетом специфики области предметных знаний и типа образовательного учреждения.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью формирования и развития профессиональной компетентности студента в области практической педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста.
Данная компетенция не отражена в учебном плане бакалавров – психологов образования.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКНО-1 у студентов-выпускников вуза:
Пороговый уровень:
- знает теоретико-методологические основы обучения и воспитания;
- знает сущность современных методик и технологий;
- умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы.
Повышенный уровень:
- знает критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; особенности учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- умеет использовать современные методики и технологии на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- владеет технологиями обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на начальной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
Опыт работы психологов с применением компетенции ПКНО-1 отражен в статье «Федорино горе» («Школьный психолог» №12 за 2009 г.), в которой автор – Юлия Кобазова – педагог-психолог гимназии из Якутии описывает опыт работы методического объединения, в котором ведется изучение уровня социализации младших школьников:
В рамках работы методического объединения ведется изучение уровня социализации младших школьников. Уже в течение двух лет мы разрабатываем проект «Формирование социализации младших школьников».
На первом этапе мы вырабатывали критерии социализации, подбирали диагностический инструментарий, проводили исследования, изучали факторы, влияющие на формирование процесса социализации, искали наиболее эффективные методы развития социализации с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Мы использовали методики «Изучение социализированности личности учащихся» и «Изучение уровня адаптации обучающихся», анкету «Социализация младшего школьника». В качестве одного из методов мы применили метод наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности.
На втором этапе реализации педагогического проекта с детьми проводились образно-ролевые игры, режиссерская игра, сюжетно-ролевая игра, разрабатывались рекомендации для педагогов. Таким образом, продуктом педагогического проекта «Формирование социализации младших школьников» стал набор диагностического инструментария, сценарии и разработки игр с учетом возрастных особенностей детей, рекомендации по развитию социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Мы отдаем предпочтение в работе театрализованной игре, а именно играм-драматизациям и режиссерским играм, так как такая игра, на наш взгляд, в большей степени направлена на развитие социализации, она оказывает существенное влияние на процесс развития личности. Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителей, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов.
При изучении уровня социализации учащихся 2–3-х классов мы воспользовались элементами образно-ролевой игры и игры-драматизации по мотивам сказок и рассказов — «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковкого, «Фантазеры» Н. Носова, «Цветик-семицветик» В. Катаева и др. С детьми из четвертого класса проводились театрализованные представления «Снежной королевы», фрагментов сказок «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «приключения Незнайки» Н. Носова».
Анализ результатов формирующей деятельности по совершенствованию
каллиграфического письма первоклассников
В содержание формирующей деятельности по совершенствованию каллиграфического письма первоклассников на уроках обучения грамоте входили такие методы и приемы, которые способствовали совершенствованию четырех наиболее важных общеучебных навыков: беглое и осознанное чтение, правильное написание элементов каллиграфии на письме, грамотность п ...
Опыт учителей иностранных языков
Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в ...