Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах опустились до 30-40 строчки. В настоящее время ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, растет финансирование, улучшается материально-техническое оснащение, усиливается осознание значимости образования для развития страны, успешно реализуется приоритетный национальный проект "Образование", выделяются гранты учителям, образовательным учреждениям, региональным образовательным системам. Но и багаж накопившихся проблем огромен. В данном параграфе данного дипломного проекта будут представлены результаты социологического исследования, проводимым Федеральным Агентством по образованию в РФ в 2008 году. В данном исследовании приняли участие 10 млн. граждан РФ.
Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть (до половины) экспертов пока не видят заметных позитивных изменений в системе общего образования.
1. Оценка наиболее актуальных направлений развития школьного образования в РФ на современном этапе.
Ориентация на демократизацию системы образования, реализующую фундаментальные права и возможности человека - 24 %
Обеспечение равенства возможностей на получение образования - 55 %
Развитие механизмов интеграции учебных заведений - 24 %
Расширение для учреждений образования полномочий юридического лица и экономической самостоятельности - 18 %
Предоставление учреждениям образования самостоятельного права в выборе учебного плана - 18 %
Большинство опрошенных россиян считают самой важной задачей на современном этапе развития образования - обеспечение равенства возможностей на получение образования. Население и эксперты обеспокоены все возрастающими сборами в школах на "бесплатное образование", расслоением образовательных учреждений на процветающие высококачественные, но дорогие, и на бесплатные низкокачественные и по сути деградирующие[7, 11].
2. Наиболее целесообразные направления улучшения муниципальных качества образовательных услуг:
ориентация образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества - 28 %;
модернизация образовательных программ в средней школе - 29 %;
всестороннее изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг - 19 %;
прикладная направленность образовательных услуг - 23 %;
ориентация образовательных услуг на фундаментальные знания и приоритет удовлетворения заявленных образовательных потребностей учащихся - 18 %;
другое (напишите) - 3 %.
В ответах респондентов выделяется широкий спектр направлений улучшения качества образовательных услуг. Прежде всего, качество образования можно улучшить за счет модернизации образовательных программ в средней школе и ориентации образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества и регионов.
3. Общественно-значимые проблемы системы школьного образования в РФ:
- общее снижение качества образования - 54 %;
- усиление неравенства в получении качественного образования - 53 %;
- нарастающие ресурсные ограничения государства - 19 %;
- несоответствие законодательной базы сложившимся реалиям - 12 %;
- отсутствие рыночной регуляции в сфере образования - 8 %;
- функциональная несбалансированная и учебная нагрузка кадров образовательных учреждений - 19 %;
- устаревшие представления о минимальном содержании программ школьного образования - 22 %.
По результатам анализа мнений респондентов выделяются две самые важные проблемы:
общее снижение качества образования;
усиление неравенства в получении качественного образования.
Рейтинг значимости проблем образования выглядит следующим образом:
устаревшие представления о минимальном содержании программ школьного образования;
нарастающие ресурсные ограничения государства;
функциональная несбалансированная и учебная нагрузка кадров образовательных учреждений;
несоответствие законодательной базы сложившимся реалиям.
Закономерности работы с детьми, страдающими от синдрома дефицита внимания и
гиперактивности
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных дете ...
Анализ воспитательно-образовательных программ
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при ...