- нравственный аспект речевого поведения;
- речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
- средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.);
- культура слушания;
- невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Реализация этих линий предполагает развитие у детей следующих речевых умений:
– оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.);
– ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
– владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.п.;
– внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
– соотносить вербальные и невербальные средства общения.
В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:
I. Общение.
Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать – значит понимать.
II. Речевой этикет.
Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.
III. Техника речи.
Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки. Интонация. Голос – наш помощник.
При работе над формированием связной речи Т.А. Ткаченко использует такие вспомогательные средства как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате выстраивается следующий порядок работы:
- Пересказ рассказа по наглядному действию;
- Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
- Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- Пересказ рассказа по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты:
- правильно ли передается замысел темы;
- какова степень точности в обрисовке персонажей;
- какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;
- какие художественные средства, характерные для сказок, использованы;
- использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).
Для выявления возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при их выполнении детям предлагаются задания различной направленности. Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.
Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.
Роль дидактических
принципов в обучении математике
1. Принципы обучения Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств ...
Формирование пространственно-временных представлений детей седьмого года
жизни
Цель формирующего исследования: создать педагогические условия для развития у детей старшего дошкольного возраста пространственно – временных представлений в самостоятельной математической деятельности. Низкие результаты констатирующего исследования побудили нас обратить внимание на организованную предметно-развивающую среду в группе. Бы ...