Создание конкретного печатного продукта можно разбить на несколько этапов, и на каждом из них можно по-своему развивать творчество учащихся. Рассмотрим эти этапы и отметим пути, которыми должен на наш взгляд идти педагог, поставивший своей целью развить творческие способности учащихся.
1. Обсуждение содержания.
На этом этапе учащиеся строят план будущего печатного продукта, генерируют идеи, обобщают и абстрагируют, отбирают лучшее. Каждый член редколлегии берет на себя задание подготовить какой-либо материал.
Поставив перед собой цель: развить творческие способности учащихся, педагог помогает им выбирать и распределять задания. Например: ученикам, склонным к интеллектуальному творчеству достаются задания, связанные с решением нестандартных творческих задач, творческим, самостоятельным доказательством неизвестной теоремы; ученикам, склонным к творчеству художественному достаются задания, связанные с красивым оформлением газеты, творческими фотоработами, рисованием и изготовлением чертежей.
Но рекомендуется, чтобы творческая личность развивалась в более широком русле, чередовать задания, связанные с интеллектуальным творчеством, с заданиями художественного плана.
На этом этапе подготовки печатного продукта преобладает групповая форма деятельности, и именно на этом этапе четко проявляется коллективное творчество: кто-то обладает способностью генерировать идеи, у кого-то преобладает способность зоркости в поисках, кто-то хорошо обобщает и видит весь будущий проект единым целым. А все вместе, работая в группе, учащиеся дополняют творчество друг друга, конфликтуют, и в конечном итоге приходят к единому мнению, создают план и подбирают содержание будущего печатного продукта.
Можно предложить детям игру: дети делятся на две группы, "генераторы идей" и "критики", перед ними ставится какая-либо задача, например, подобрать тему для рубрики "Математическая изюминка" (Интересные математические факты). "Генераторы" вырабатывают идеи, свободно, без критики, идеи записываются. Затем в работу включается вторая группа, "критики" анализируют все записанные идеи, и выбирают лучшую. Этот метод получил в науке название "Метод мозгового штурма".
Итак, к примеру "генераторы" предложили следующие темы: "Геометрические иллюзии", "Как правильно, ноль или нуль?", "Откуда взялись числа?", "Счетная техника", а "критики" решили, что тема "Откуда взялись числа?" - самая удачная, и предложили рассмотреть ее более конкретно. Например, рассказать об истории появления чисел в нашей стране и озаглавить статью соответственно - "Как на Руси появились числа?"
Со временем, вероятно, сообразуясь со своими интересами и способностями, школьники сами решат для себя какая роль "генераторов идей" или "критиков" им больше всего подходит.
2. Сбор информации.
Далее школьники, согласуясь с поставленным планом и задачами, подбирают материал. Для этого они читают новые книги, решают нестандартные задачи, формируют красивое решение, разрабатывают и берут интервью у интересных людей, реализуют свои творческие проекты. Все это ведет к получению новой информации, процессам осознания, обработки, обобщения и абстрагирования полученных знаний, поиску других путей для достижения цели. В полной мере проявляется работа аппарата интеллектуального творчества.
3. Обсуждение информации.
На этом этапе опять же происходит работа в группе, наглядно проявляется коллективное творчество. Рассматриваются пути решения поставленных перед учениками задач. Педагог ставит вопросы: "Как вы считаете, правильно ли решена поставленная перед вашим товарищем задача?", "Как бы сделали вы?", "А каково прикладное значение доказанной теоремы (решенной задачи)?", "Можно ли было достигнуть поставленной цели другим путем?" и т.д. Школьники рассказывают, с какими трудностями они столкнулись, что нового узнали, в каких условиях происходила их работа над проектом.
Методика совершенствования работы по речевому развитию с
дошкольниками 5-6 лет посредством обогащения предметно-развивающей среды
Этап формирующего эксперимента был связан с построением предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Организуя предметно-развивающую речевую среду в групповом помещении старшей группы, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Сделали акце ...
Описание экспериментальной базы и констатирующего
эксперимента
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения школы №30 г. Красноярска. Цель исследования: определение степени влияния включения младших школьников в театральную деятельность на уровень их застенчивости. В эксперименте принимало участие 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет. Группа была собрана и ...