Трактовка понятия «творчество»

Страница 1

Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего – то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.

Так в античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые – исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 – 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие. [1, 977-979; 6,484].

Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей этого феномена? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос обратимся к современным словарям.

Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер, акцентируя свое внимание лишь на новизне создаваемых ценностей.

Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [2, 756]

Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [3,791]

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества». [4, 1306]

С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ». [5, 476]

Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы – вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество – психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [6,484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6,285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации.

Своеобразный синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Вот его определение: «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [7, 49]. Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

Страницы: 1 2


Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы
После проведения педагогического эксперимента мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В таблице 3.2 представлена сравнительная характеристика результатов, полученных ЭГ до и после педагогического эк ...

Правовая основа организации дополнительного образования детей
Закон Российской Федерации "Об образовании". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Творческие объединения по интересам, клубы, студии, кружки Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В. Сис ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru