Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Развитие ребенка связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественное новое – новообразования. В его психическом развитии проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей.

В возрасте 5-7 лет на развитие ребенка складывается ближайшая перспектива поступления в школу. « Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям». (12, 258). У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры – дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве. Они могут тормозить свои непосредственные побуждения. Немалую роль в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста играет учебная деятельность, осуществляемая в старших группах детского сада в форме дидактических игр и специальных занятий.

Под влиянием игровой, отчасти трудовой и учебной деятельности внимание старшего дошкольника достигает высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе. На развитие произвольного внимания очень влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Устойчивость внимания позволяет продлить время учебных занятий до 30-35 минут, но однообразная деятельность долго не интересует детей. Самое большое произвольное внимание сохраняется на 12-14 минут, значит, остальное время надо предлагать игровые проблемные ситуации, смена видов деятельности, смена статики.

Восприятие еще несовершенно, воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет - это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

Для детей характерно осмысленное запоминание: прежде чем что-нибудь запомнить, дети стараются понять то, что от них требуется. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. « Словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память». (12,152).

Мышление ребенка старшего дошкольного возраста наглядно-образное, предмет его мысли – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Но могут наблюдаться и элементы абстрактного, рассуждающего мышления. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки (бабочка – птица, потому что летает, а курица – не птица – летать не может). К началу обучения в школе расширяется круг понятий, да и сами понятия становятся более полными и точными.

Может показаться, что у детей дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых, - настолько воображение ярко и живо. Однако это не верно. Яркость и живость образов еще не означает богатства воображения. Еще К.Д.Ушинский отмечал, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно, а чего не может быть.

Страницы: 1 2


Готовность школьников к самообразовательной деятельности
Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию. Готовность к самообразованию - овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, как-то: мотивацио ...

Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования повышения мотивации
Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации. Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимул ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru