Условия, необходимые для самостоятельной математической деятельности

Страница 2

В «Концепции, построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского изложены принципы построения развивающей среды

Рассмотрим принципы построения развивающей среды в контексте самостоятельной математической деятельности:

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться. Дети впечатлительные, склонные к рефлексии, особенно нуждаются в этом.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности мыслительной деятельности. Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, расширять возможности детей при выполнении заданий математического содержания. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. Дети старшего дошкольного возраста любят делиться своим впечатлениями, успехами, это выражается в слове, репликах, игре. Такое поведение «притягивает» других детей, вызывает подражание, желание выполнять такие же задания. Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в этом случае и стол - «пятилистник».

Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь мольберты, магнитные доски, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт с доской для работы с мелом модно расположить в центре для сюжетно-ролевых игр. Здесь дети могут организовать сюжетно-ролевую игру «Школа».

3. Принцип стабильности—динамичности развивающей среды. Применительно к математической деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать возможности детей в области математики (в группе, на улице, в уголке «уединения»). Зная об относительно стабильных постоянных местах размещения оборудования, дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их интересы, настроение.

Как правило, для самостоятельных занятий математической деятельностью выделяется хорошо освещенное место. Для размещения материала, пособий, игр математического содержания необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должен быть разнообразный материал по математическому развитию. (22, 9).

Для развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста могут быть следующие игры и пособия:

Мелкая мозаика, и схемы выкладывания узоров из нее,

Мелкий конструктор типа «Lego».

Разрезные картинки (8—12 частей , все виды разрезов), пазлы.

Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

Блоки Дьенеша.

Материалы для изготовления оригами.

Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Счетный материал.

Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и коврографа.

Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича).

Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.).

Рабочие тетради.

Наборы объемных геометрических фигур.

«Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели).

Счеты, счетные палочки.

Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты по развитию пространственно-временных представлений.

Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол).

Дидактические игры по формированию пространственно-временных представлений, придуманные и сделанные самими детьми.

Математические лото и домино. (22, 34).

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным математическим материалом. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположения материала по математической деятельности

Страницы: 1 2 3 4


Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы
Восприятие читателем-школьником литературного произведения — это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В. В. Голубкова, А. Н. Леонтьева, П. М. Як ...

Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных технологий в педагогическом процессе
Применение средств КТ в современном образовании основано на дидактических принципах, свойствах и особенностях их использования. Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Они понимаются как исходные п ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru