Традиционной формой обучения математике в детском саду является занятие. Рассматривая вопросы по изучаемой проблеме нам необходимо выяснить способы построения и планирования занятий по математическому развитию, которые будут обеспечивать организацию самостоятельной математической деятельности детей подготовительной к школе группы. В данном случае можно обратиться к исследованиям педагогов А.В. Белошисткой, М.Е. Бершадского, В.В. Гузеева, которые изучали вопрос проведения занятий по математике при организации субъективной математической деятельности дошкольников. Изучение педагогической литературы показали, что, прежде всего, обучающий процесс на занятии по математическому развитию должен быть ориентирован на установку «ребенок – субъект образовательного воспитательного процесса». Цель деятельности педагога на занятии должна заключаться в организации целесообразной и эффективной системы действий ребёнка с изучаемым материалом таким образом, чтобы предметные знания становились результатом этих действий. В этом случае ребёнок «перестает быть пассивным приемником, а становится активным, самостоятельным субъектом образовательной деятельности. При этом педагог перестает быть транслятором информации». (3,67) Его функциями становятся: постановка задач, организация самостоятельной деятельности обучаемых, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшемуся.
Структура занятия должна быть построена таким образом, чтобы постепенно подвести ребёнка к самостоятельной математической деятельности, а именно:
подготовительная работа к постановке проблемной ситуации;
постановка проблемной ситуации;
организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми;
самостоятельное решение проблемной ситуации через перенос полученных знаний или умений на расширенный содержательный объем. (15, 32).
Проблемную ситуацию на занятии (на рассматриваемом математическом содержании), необходимо «подать» в такой форме, чтобы дети поняли суть проблемы и захотели самостоятельно выполнить действия по ее решению (принятие учебной задачи и организация учебной мотивации). Очень важно при подготовке к занятию спланировать и разработать внутреннюю структуру занятия, которая определяется системой заданий (упражнений), при выполнении которых, ребёнок знакомится с существенными свойствами математических объектов, их взаимосвязью и взаимозависимостями, знакомится с новыми понятиями, приобретает знания и умения продвигаясь в своем развитии.
От того какие задания подбирает воспитатель для данного занятия, в какой последовательности их выстраивает, насколько им подготовлена и разработана система моделирующих действий ребенка, направленная на решение проблемы, поставленной в задании, зависит достижение целей обучения, характер, способ и уровень самостоятельности детской деятельности на занятии. (16, 22).
Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации математической деятельности: элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуациях, решения математических задач житейского содержания и т. д. (16, 23).
Основное современное требование к созданию предметной среды — содействие становлению ребенка как личности. Педагог Н.В. Нищева указывает, что: «Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности — доверия ребенка к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности, а не цели; активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства); сотрудничество с детьми. Одним из необходимых условий для организации самостоятельной математической деятельности становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном процессе». (22, 8).
Направления современного обучения
Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих положений. 1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ...
Из истории графики
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дидро (1713 - 1784) История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет. Графика – самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли н ...