Методы и организация исследования

Страница 2

Понадобятся считальные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)

Задание: необходимо считальные палочки положить на линии фигур.

Результаты выполнения каждого задания оценивались с помощью количественных показателей. Оценка результатов:

5 баллов – навык сформирован (задание полностью выполнено);

4 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;

3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с нежеланием продолжать до конца;

2 балла – нарушена плавность движений, задание выполняется с множеством неточностей, незавершенностей;

1 балл – задание не выполнено.

Это позволило провести сравнение уровней мелкой моторики у детей с легкой степенью тяжести нарушения интеллекта.

В ходе эксперимента фиксировались следующие количественные и качественные показатели: правильность выполнения каждого задания, количество правильно решенных задач к их общему числу, типичные ошибки и затруднения, особенности действий испытуемых, характер оказываемой детям помощи со стороны экспериментатора.

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, широко применяемых в педагогике, физиологии, биологии и медицине для проверки и обоснования выдвинутых гипотез.

Среднее арифметическое (xср.) определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений:

n n

xср. = 1/n*∑ xi, где x = 1/n*∑ xi =x1+x2+x3+…хn, (1)

i=1 i=1

где n – количество испытуемых.

2. Среднеквадратическое отклонение (стандартное отклонение), характеризует рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности:

σ = √σ2 == √ ∑(xi-x)2/n-1 , (2)

где σ – среднеквадратическое отклонение

n – количество испытуемых.

3. Стандартная ошибка среднего арифметического (Sx), характеризует разброс средних арифметических значений выборок относительно среднего генерального совокупностей. Чем ниже Sx, тем выше точность:

Sx = σ/√n, (3)

где Sx – стандартная ошибка среднего арифметического;

σ – среднеквадратическое отклонение;

n – количество испытуемых.

4. Проверка статистической достоверности осуществляется с помощью выдвижения статистической гипотезы. Так выдвигаются две гипотезы, противоречащих друг другу. Одна из низ называется нулевая гипотеза – Н0, другая альтернативная (конкурирующая) – Н1, противоречащая первой. Для проверки выдвинутых гипотез применяют статистические критерии (К). Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением (tнабл.). Найденное значение критерия сравнивается с критическим (граничащим) значением критерия, взятым из таблиц (tкрит.). Результаты сравнивают и делают вывод в пользу одной из гипотез. Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы.

Таким образом, если наблюдаемое значение критерия принадлежит критической области, нулевую гипотезу отвергают и принимают конкурирующую; если еж оно принадлежит области принятия гипотезы – нулевую гипотезу принимают и отвергают конкурирующую.

Не маловажен здесь и уровень значимости (Р) – вероятность попадания критерия в критическую область, если принимается нулевая гипотеза. Она служит для определения по таблице критических значений критерия, образующих критическую область. Уровень значимости выбирается исследователем. Часто Р = 0,05, это значит, что вероятность ошибочно принять гипотезу Н1 при справедливости гипотезы Н0 равна 5%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ...

Основные термины в области научения
При изучении психологии научения необходимо понимать значения четырех важных терминов — побуждение, стимул, ответная реакция (отклик, ответ) и закрепление. В приведенных определениях понятие «организм» относится как к человеку, так и к животным. (а) Побуждение — это необходимое условие возникновения готовности к действиям или поведению. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru