В нашем случае сравнение характеристик будет по критерию Стьюдента для малых независимых выборок:
tнабл.= d √n /σ , (4)
d=∑di/n, di =xi-y I,
где di – разность между результатами первого и второго исследования
для каждого испытуемого;
xi – результат первого исследования;
yi – результат второго исследования;
σ – среднеквадратическое отклонение;
n – количество выборки
tкрит. = 2,37 при уровне значимости (Р) = 0,05
Таким образом,
Н0 – tнабл. ≥ tкрит
Н1 – tнабл. < tкрит.
5. Для оценки прироста результатов в процентном соотношении использовалась формула:
∆ (%) = полученный результат – исходный результат * 100% (5)
Исследование проводилось на базе УО «Специальное детское дошкольное учреждение для детей с особенностями психофизического развития №3» г. Минска, расположенного по адресу ул. Рафиева, 30а. В данном учреждении проживают дети в возрасте от 3 до 6 лет с различными психоневрологическими заболеваниями. Чаще всего это – детский церебральный паралич, синдром Дауна, умственная отсталость, синдром повышенной нервной возбудимости, задержка психического развития.
Всего в исследовании приняло участие 16 детей (9 мальчиков и 7 девочек) 3-4 лет с диагнозом «синдром Дауна» либо «умственная отсталость» легкой степени тяжести.
Контрольную группу составили 8 детей (5 мальчиков и 3 девочки), экспериментальную группу составили 8 детей (4 мальчика и 4 девочки). Группы приблизительно равны по возрасту, уровню физического развития и степени умственной отсталости.
Таблица 2.1 – Общая характеристика контингента исследуемых
Фамилия, имя |
Возраст |
Диагноз |
Степень умственной отсталости |
Контрольная группа | |||
1 Вавилова Марина |
3 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
2 Кузько Ольга |
4 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
3 Макаров Сергей |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
4 Матвеева Екатерина |
4 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
5 Ольшевский Дмитрий |
3 |
Умственная отсталость |
Легкая |
6 Пыжко Павел |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
7 Рубченя Кирилл |
3 |
Умственная отсталость |
Легкая |
8 Тарасенок Матвей |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
Экспериментальная группа | |||
1 Андрушкевич Анна |
4 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
2 Ежешко Томас |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
3 Кириллова Екатерина |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
4 Климович Артур |
3 |
Умственная отсталость |
Легкая |
5 Медведева Яна |
3 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
6 Остапенко Екатерина |
4 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
7 Рыжик Николай |
3 |
Сд-м Дауна |
Легкая |
8 Шершень Тимофей |
4 |
Умственная отсталость |
Легкая |
Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков
Нравственные качества как совокупность психических состояний, процессов и свойств представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, о ...
Особенности обучения письму в модели Н.Ф. Виноградовой
В педагогике и методике начального обучения за последние годы прочно утвердилась личностно- и деятельностно-ориентированная направленность всего учебно-воспитательного процесса. Подобное изменение образовательных векторов неизбежно влечёт за собой корректировку в развертывании содержания конкретных учебных дисциплин, способов их преподав ...