Содержание и методика логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Страница 2

Содержания логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами [41, с.74]. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

· развитие понимания речи;

· развитие активной подражательной речевой деятельности;

· развитие внимания, памяти, мышления детей.

Логопедические занятия с детьми II уровня развития речи подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по [41, с.77]:

1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

· развитие понимания речи;

· активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

· развитие произносительной стороны речи;

· развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

1) словарного запаса;

2) грамматически правильной речи;

3) связной речи;

4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию [41, с.81]:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

При анализе занятия логопеда учитываются [60, с.8]:

1) четкость темы и цели, конкретность их реализации на каждом этапе занятия;

2) учитывается наличие и логико-методическая структура плана (с четко выраженной этапностью);

3) оценивается подбор материала для занятия, в том числе его дидактическая обусловленность;

4) организация, поведение детей на занятии: заинтересованность, активность, сосредоточенность и т.п.;

5) учитывается речь детей, реакция на ее ошибочность, оцениваются виды помощи логопеда при затруднениях детей;

6) оценивается речь педагога (ее количество, качество, темп, эмоциональная окрашенность, адекватность использования специальных терминов, их разъяснения и т.д.;

7) степень энергоемкости занятия: насыщенность новой информацией, работа по расширению кругозора детей и пр.

Логопедическое занятие - это целостная система педагогических приемов, состоящих из ряда взаимодействующих частей [60, с.7]. Несомненно, нельзя решать проблему совершенствования занятий, вырывая одно из них, из всей системы логопедической работы. Но от оптимизации каждого конкретного занятия зависит общий успех коррекции. Оптимизация занятий - это научно обоснованный отбор методики, определение адекватного содержания, четкое распределение функций между логопедом и детьми при координации усилий. Эффективность занятий определяется объемом и прочностью усвоенных детьми знаний, умений, навыков, его значимостью в формировании обобщенных умений и навыков работы, учебной и интеллектуальной деятельностью, формирование эмоциональной, волевой и социальной качеств личности. Этот эффект достигается дидактическими и методическими качествами знаний, эмоциональной атмосферой, качествами личности логопеда.

Страницы: 1 2 3


Современное состояние учебной и научной работы в ОГТУ
Если говорить в целом, то следует сказать, что за прошедшие годы успешно развивались все направления научной деятельности ОрелГТУ. В их основу положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, перечень критических технологий Российской Федерации, региональные приоритеты, а также приоритеты, диктуемые конъюнктурой ры ...

Анализ вариативных программ по формированию пространственно-временных представлений
Во временном Государственном образовательном стандарте задачи по формированию пространственно-временных представлений, формулируются следующим образом: «Педагоги развивают пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей» «Педагоги развивают представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей» В ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru