Содержания логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами [41, с.74]. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
· развитие понимания речи;
· развитие активной подражательной речевой деятельности;
· развитие внимания, памяти, мышления детей.
Логопедические занятия с детьми II уровня развития речи подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по [41, с.77]:
1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
· развитие понимания речи;
· активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
· развитие произносительной стороны речи;
· развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
1) словарного запаса;
2) грамматически правильной речи;
3) связной речи;
4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию [41, с.81]:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
При анализе занятия логопеда учитываются [60, с.8]:
1) четкость темы и цели, конкретность их реализации на каждом этапе занятия;
2) учитывается наличие и логико-методическая структура плана (с четко выраженной этапностью);
3) оценивается подбор материала для занятия, в том числе его дидактическая обусловленность;
4) организация, поведение детей на занятии: заинтересованность, активность, сосредоточенность и т.п.;
5) учитывается речь детей, реакция на ее ошибочность, оцениваются виды помощи логопеда при затруднениях детей;
6) оценивается речь педагога (ее количество, качество, темп, эмоциональная окрашенность, адекватность использования специальных терминов, их разъяснения и т.д.;
7) степень энергоемкости занятия: насыщенность новой информацией, работа по расширению кругозора детей и пр.
Логопедическое занятие - это целостная система педагогических приемов, состоящих из ряда взаимодействующих частей [60, с.7]. Несомненно, нельзя решать проблему совершенствования занятий, вырывая одно из них, из всей системы логопедической работы. Но от оптимизации каждого конкретного занятия зависит общий успех коррекции. Оптимизация занятий - это научно обоснованный отбор методики, определение адекватного содержания, четкое распределение функций между логопедом и детьми при координации усилий. Эффективность занятий определяется объемом и прочностью усвоенных детьми знаний, умений, навыков, его значимостью в формировании обобщенных умений и навыков работы, учебной и интеллектуальной деятельностью, формирование эмоциональной, волевой и социальной качеств личности. Этот эффект достигается дидактическими и методическими качествами знаний, эмоциональной атмосферой, качествами личности логопеда.
Современное состояние учебной и научной работы в ОГТУ
Если говорить в целом, то следует сказать, что за прошедшие годы успешно развивались все направления научной деятельности ОрелГТУ. В их основу положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, перечень критических технологий Российской Федерации, региональные приоритеты, а также приоритеты, диктуемые конъюнктурой ры ...
Анализ вариативных программ по формированию пространственно-временных
представлений
Во временном Государственном образовательном стандарте задачи по формированию пространственно-временных представлений, формулируются следующим образом: «Педагоги развивают пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей» «Педагоги развивают представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей» В ...