Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях » Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Страница 2

"Язык имеет социальную природу. Он социален потому, что человеческое сознание, единственной формой существования которого является язык, есть общественное сознание, и всякая человеческая мысль всегда есть мысль человека как члена общества, потому, что она - сознательная мысль", - подчеркивает А.А. Леонтьев [28, с.219]. В лингвистике и психологии речи язык рассматривается как основное средство осуществления речевой коммуникации и как феномен культурно-исторического развития.

Центральной функцией языка и речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие - это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. Но даже когда человек остается один и использует речь, скажем, для потребностей собственного мышления (речемыслительной деятельности), он осуществляет "самокоммуникацию", диалог (общение) с самим собой.

"В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т.д.", - указывает А.А. Леонтьев [27, с.93].

Из основной - коммуникативной - функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность. Речь в человеческом обществе могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого-либо результата.

По своей "коммуникативной направленности" речевые высказывания подразделяются на: высказывания, служащие для передачи "новой" информации; высказывания, цель которых - получение необходимой информации (на уровне отдельных высказываний им соответствуют вопросительные предложения); высказывания - побуждения к неречевым и речевым действиям (или императивные высказывания) и высказывания - умозаключения.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка (его словарем и грамматикой) для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Носитель языка должен усвоить "ситуативную грамматику", которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилам их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [57]. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

К средствам коммуникации относятся:

· язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение;

· интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· жесты как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Различные виды речевой деятельности предполагают, и различные способы формирования и формулирования мысли, разные формы организации речевого общения и соответствующие формы речи. Таких форм, по определению И.А. Зимней [19], существует три - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь. Речь, являясь преимущественно средством и формой общения, реализует эту функцию посредством разных видов и форм речи. Выделяют три основных вида речи: устная (внешняя) речь - экспрессивная (разговорная) речь и импрессивная речь (восприятие и понимание речи); письменная речь, включающая письмо и чтение; внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая оба первые два вида речи - устную и письменную. Основными формами устной экспрессивной речи являются: монологическая, диалогическая и групповая речь (полилог), которые можно определить общим понятием "спонтанная речь". Указанные виды и формы речи "образуют" живую разговорную речь.

Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения [33]. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний в диалоге. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Ряд авторов [26, 33, 50, 55] считают, что простейшие формы диалога (например, реплики - высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Творчество младших школьников на уроках музыки
урок музыка игра драматизация Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б.В.Асафьев подчеркивал в этой связи прежде всего воспитательну ...

Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция
Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru