Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Структура образования » Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях » Развитие речевой коммуникации как одна из задач логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи

Страница 4

Остаются основными в речи ребенка, но при этом наблюдается расширение их содержательной стороны. В рамках высказываний-утверждений это: наименование, установление местонахождения, указание принадлежности, определение качества предмета, отрицание. В рамках просьб - просьбы-приказания, просьбы с вопросительным словом "где". Необходимость выражения данных значений, диктуемая потребностями общения, стимулирует развитие языковых средств и обусловливает переход к этапу двусловных высказываний [21, 37].

Самой первой конструкцией, которой овладевает ребенок, является предметное слово и слово, обозначающее действие как качество, что связано с особым поведением матери, которая сначала привлекает внимание ребенка к объекту, а затем начинает действовать с ним или комментировать его [4, 37, 49, 50]. В дальнейшем ребенок овладевает следующими конструкциями: императив и имя; имя и указательно-обстоятельственное слово; вопросительное слово и имя [49].

По ходу развития ребенка все более обособляется, эмансипируется от окружающих его близких взрослых, обретает большую самостоятельность, независимость. Приблизительно к трем годам у него складываются содержательные субъект-субъектные связи со сверстниками, значение которых со временем возрастает [10, 30, 42]. С четырехлетнего возраста ровесники становятся более предпочитаемыми партнерами по общению, чем взрослые. Помимо этого вербальные контакты между детьми отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, повышенной экспрессивностью, выразительностью, раскованностью, нестандартностью детских высказываний, отсутствием жестких норм и правил [6, 7, 56].

В возрасте трех лет преобладающим являются аккомпанирующие высказывания, что объясняет невысокую диалогическую активность детей [40]. Инициатором разговора в большинстве случаев остается взрослый. Понимая необходимость подать ответную реплику собеседнику, дети еще не достаточно владеют техникой диалога, часто перебивают друг друга, говорят

одновременно, отвечают на вопросы, заданные другому ребенку. Сверстник не является еще полноправным партнером по диалогу. К трем годам ребенок усваивает обязанность дать словесный ответ на реплику партнера. Эта способность в плане быстроты и плавности смены реплик продолжает совершенствоваться в дальнейшем. Вместе с тем, начиная с трехлетнего возраста, ребенок уже в состоянии оценить поведение партнера в определенной мере как результат своих предыдущих высказываний, т.е. проверить, понят ли он и нужны ли какие-нибудь исправления и дополнения к сказанному, что проявляется в так называемых автокоррекциях [21].

К пятилетнему возрасту уменьшается число аккомпанирующих высказываний, дети используют реплики, обращенные к партнеру и сообщающие о том, что другой не может воспринять непосредственно. Наибольшее число высказываний носит побудительный или планирующий совместные действия характер. Часть высказываний приходится на описание ситуации, которую партнер без речевых комментариев не может правильно проинтерпретировать [37]. Дети этого возраста не только соблюдают очередность в разговоре, но и пытаются "починить обрыв в коммуникации" - если партнер не отвечает, говорящий ребенок дает ему немногим больше полсекунды и затем опять предлагает продолжить разговор, используя различные приемы привлечения и удержания внимания на его теме [48].

Важным аспектом диалогического взаимодействия дошкольников является способность к управлению, проверке и оценке собственного процесса понимания. Эта проверка осуществляется секвенциями для обеспечения понимания [35]. В пяти, шестилетнем возрасте наблюдаются определенные недостатки в этом плане, обработка высказываний партнера производится поверхностно, возникают иллюзии понимания, что, безусловно, влияет на успешность коммуникации.

О совершенствующейся способности учитывать и ориентироваться на партнера по общению свидетельствует и тот факт, что шестилетние дети в состоянии оценить дефицит информации у партнера, понять, в какой именно

информации он нуждается, и передать ему недостающие данные [35].

Потребность понравиться сверстнику, добиться его признания выражается в выборе стратегии общения, в частности дети используют стратегии самопрезентации, дискредитации, подчинения. Шести, семилетние дошкольники владеют дифференцированными средствами поддержания внимания к теме разговора, что свидетельствует о формирующейся структуре диалога [25, 58].

Умение общаться определяется тем, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, насколько он учитывает интересы и высказывания своего партнера. Уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в этой области. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность общаться на разные темы в зависимости от ситуации и партнера.

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Выделяют несколько уровней коммуникативно-речевой активности [41].

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. На сегодня каждый пятый школьник и ...

Организация предметно-развивающей речевой среды в детском саду
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей игровой ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru