Методика экспериментального исследования

Страница 1

Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми использовалась методика, разработанная М.И. Лисиной [57, с.41]. Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Материал: игрушки, книги. Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел - поиграть с игрушками (первая ситуация), почитать книжку (вторая ситуация) или поговорить (третья ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.

Во время исследования заполнялся протокол обследования, в котором фиксировались показания поведения детей: порядок выбора ситуаций; основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания; уровень комфортности во время эксперимента; анализ речевых высказываний; желательная для ребенка продолжительность деятельности (см. Приложение 1).

Показатели действий оценивались в баллах. Во всех ситуациях подсчитывалось общее количество баллов, которыми оценивался каждый

показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов (см. Приложение 2).

Таблица 2

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослым

Показатели поведения

Баллы

1

2

3

1

Порядок выбора ситуации:

Игры, занятия

Чтение книги

Беседа на личные темы

1

2

3

2

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

Игрушки

Книги

Взрослый

1

2

3

3

Характер активности по отношению к объекту внимания:

Не смотрит

Беглый взгляд

Приближение

Прикосновение

Речевые высказывания

0

1

2

3

4

4

Уровень комфортности во время эксперимента:

Напряжен, скован

Озабочен

Смущен

Спокоен

Раскован

Весел

0

1

2

3

4

5

5

Длительность деятельности:

Минимальная - до трех минут

Средняя - до пяти минут

Максимальная - до 10минут и более

1

2

3

Страницы: 1 2 3


Система общественного дошкольного воспитания Ф.Фребеля
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов. С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиян ...

Методология прогнозирования динамики системы образования
1.Линейно-экстраполяционная методология основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основе экспертных оценок. Эта методология достаточно надежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. 2. Методология Форсайт, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru