Во время исследования заполнялись протоколы (см. Приложение 3) и данные результатов исследования (см. Приложение 4).
При исследовании особенностей речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста в условиях занятий использовался метод наблюдения. Было проведено занятие по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с программой детского сада по теме: "Новогодний праздник". Занятие проводилось воспитателями по одному и тому же конспекту в группе с общим недоразвитием речи и в группе с нормальным речевым развитием (см. Приложение 5).
В ходе наблюдения регистрировались:
1) количество речевых высказываний;
2) распространенность речевых высказываний;
3) характеристика высказываний по типу коммуникативной направленности:
· сообщение,
· вопросительные,
· побудительные;
4) количество инициативных высказываний:
· относящиеся к познавательной деятельности;
· не относящиеся к познавательной деятельности.
В оценке зрелости диалога подчеркивается наличие трех компонентов:
1) инициативного высказывания;
2) ответ на инициативное высказывание;
3) встречной ответной реакции на ответ.
А.Г. Арушанова, А.Н. Корнев [22, с.314] справедливо отмечают: "Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему".
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовател ...
Особенности труда детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания труд ...