Во время исследования заполнялись протоколы (см. Приложение 3) и данные результатов исследования (см. Приложение 4).
При исследовании особенностей речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста в условиях занятий использовался метод наблюдения. Было проведено занятие по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с программой детского сада по теме: "Новогодний праздник". Занятие проводилось воспитателями по одному и тому же конспекту в группе с общим недоразвитием речи и в группе с нормальным речевым развитием (см. Приложение 5).
В ходе наблюдения регистрировались:
1) количество речевых высказываний;
2) распространенность речевых высказываний;
3) характеристика высказываний по типу коммуникативной направленности:
· сообщение,
· вопросительные,
· побудительные;
4) количество инициативных высказываний:
· относящиеся к познавательной деятельности;
· не относящиеся к познавательной деятельности.
В оценке зрелости диалога подчеркивается наличие трех компонентов:
1) инициативного высказывания;
2) ответ на инициативное высказывание;
3) встречной ответной реакции на ответ.
А.Г. Арушанова, А.Н. Корнев [22, с.314] справедливо отмечают: "Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему".
Семейные ценности единственных детей
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами подросткового возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренн ...
Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность - это не набор заданных качеств, а способность человека "быть личностью", то есть проявлять свои отношения ...