Для исследования особенностей общения детей со сверстниками использовалась методика С.С. Бычковой [5, с.14]. Метод исследования - наблюдение. Детям в парах была предложена настольная игра по сказке "Красная шапочка". Эффективное общение оценивалось в том случае, если были успешными:
1) передача информации
: устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитирующих слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить сам или обращается за помощью взрослого);
2) восприятие информации
: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.
Перечисленные выше умения обращения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как пять баллов. Одно отклонение от норм оценивается как четыре балла; два отклонения как три балла, три и более - два балла. Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателям в каждом коммуникативном действии оценивается как один балл.
Таблица 3
Умения межличностного общения детей со сверстниками
Умения общения |
Варианты поведения |
1 |
2 |
Передача информации: 1. Использование этикетных речевых формул: | |
Приветствие |
По инициативе взрослого По инициативе ребенка |
Прощание |
По инициативе взрослого По инициативе ребенка |
Благодарность |
По инициативе взрослого По инициативе ребенка |
2. Установление контакта: | |
По имени |
- |
По фамилии |
- |
Другим словом |
- |
Тактильный контакт |
Доброжелательный Недоброжелательный |
Зрительное обращение |
Смотрит в глаза Отводит взгляд |
3. Выражение своего настроения: | |
При помощи слов |
- |
Не выражает |
- |
4. Поведение в разговоре: | |
Жесты и мимика |
Скудные Адекватные Развязанные |
Тон общения |
Доброжелательный Недоброжелательный |
Размещение партнеров |
Лицом друг к другу Отвернут от партнера |
Восприятие информации: | |
Слушать и слышать собеседника |
Внимательный Невнимательный Перебивает Не перебивает |
Контролировать собеседника в контакте с ним |
Самостоятельно делает замечания Не замечает ошибок Обращается за помощью к взрослым |
Отношение к неэтичным выражениям собеседника |
Конформное Неприятие |
Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение |
Сопереживает Равнодушен |
Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...
Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей
Количественные (уровень) и качественные показатели силовых способностей зависят от различных факторов. Среди них выделяют: собственно-мышечные, центрально нервные и личностно-психические факторы. К собственно-мышечным факторам относят сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся, и ...