Анализ результатов экспериментального обучения

Страница 2

"+" - инициативные высказывания, относящиеся к познавательной деятельности;

"-" - инициативные высказывания, не относящиеся к познавательной деятельности.

Таким образом, проведенный контрольный эксперимент выявил заметную динамику речевой активности, проявившуюся в изменении его количественных и качественных показателей.

В процессе наблюдений был выявлен значительный рост речевой активности экспериментальной группы в отличие от контрольной группы.

Количество речевых высказываний у детей экспериментальной группы незначительно отличается от количества речевых высказываний у детей контрольной группы. Однако показатели распространенности речевых высказываний у детей экспериментальной группы превышают. Следует отметить, что характер высказываний у детей контрольной группы проявляется в основном в виде сообщения в отличие от экспериментальной группы. У детей контрольной группы отмечается отсутствие внимания к партнеру, его высказываниям.

Показательным является тот факт, что сообщая о собственных действиях и намерениях, дети экспериментальной группы пытались привлечь внимание собеседника, о чем убедительно свидетельствует появления в ряде случаев глаголов повелительного наклонения или имени партнера в структуре фразы сообщающего характера. Наличие подобных построений рассматривается как выражение потребности детей в слушателе.

Анализ полученных данных в ходе контрольного эксперимента показал, что у детей контрольной группы вербальные контакты в основном имели вид диалогических единств, характер которых был весьма своеобразен: ответная реплика обычно представляла собой согласие (несогласие) или подтверждение сказанному.

Следует отметить, что в экспериментальной группе на занятии выраженными стали количественные показатели вопросов, тогда как в контрольной группе они практически отсутствуют. Дети экспериментальной группы активно используют в речи побудительные высказывания, тогда как в контрольной группе этот тип высказывания не употребляется.

Обнаруженные особенности инициативных высказываний, своеобразие индивидуальных проявлений речевого поведения детей контрольной группы определили недостаточную продуктивность в общении, т.к. эти высказывания не относились к познавательной деятельности.

Было выявлено заметное увеличение числа продуктивных форм высказываний у детей экспериментальной группы.

Следует отметить, что высказывания детей контрольной группы, в основном, сопровождали конкретные предметные действия с использованием избыточного количества примитивных жестов, тогда как дети экспериментальной группы активно пользовались мимикой.

Необходимо отметить, что у детей экспериментальной группы увеличилась продолжительность участия в беседе, дети легко вступали в разговор, поддерживали беседу, делились своими переживаниями, приводили примеры из личного опыта. Дети экспериментальной группы внимательно слушали, не перебивали, были заинтересованы на занятии.

Анализ полученных данных в ходе контрольного эксперимента позволяет сделать вывод о наличии положительных изменений, касающихся речевой активности экспериментальной группы, что является результатом проведенного экспериментального обучения.

Резюмируя сказанное, отметим наиболее общие направления выявленной динамики:

1) повышение речевой активности и инициативности детей экспериментальной группы, выразившееся в увеличении количества инициативных высказываний, относящихся к познавательной деятельности;

2) рост продолжительности участия детей экспериментальной группы в общении, убедительным свидетельством чего стало заметное увеличение количества и распространенности речевых высказываний;

3) предпочтение детьми экспериментальной группы наиболее продуктивных форм инициаций, требующих вербальной реакции от собеседника;

4) значительное увеличение вопросительных и побудительных высказываний детьми экспериментальной группы.

В работе проблема активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий была рассмотрена в теоретическом и практическом аспектах. Анализ трудов А.Г. Арушановой, М.И. Лисиной, Л.Г. Соловьевой и др. авторов показал, что у дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом.

В программах обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи отмечено, что логопедическое воздействие на дошкольников с общим недоразвитием речи не ограничивается только формированием речевых средств высказываний, но требует воздействия на речевую деятельность в целом, в частности, в условии коммуникации со взрослыми и сверстниками, т.к. основной организационной формой логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения являются логопедические занятия, актуальной становится проблемой поиска путей решения этих задач на логопедических занятиях.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов экспериментального исследования
Данные, полученные в ходе исследования общения детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием со взрослым указывают на значительные различия в уровнях сформированности речевой коммуникации. Для наглядности данные исследования общения ребенка со взрослым были занесены в сводную таблицу. Таблица 4 Данные исследован ...

Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru