Анализ результатов экспериментального обучения

Страница 3

Практическое исследование особенностей общения детей с общим недоразвитием речи и особенностей их речевой активности на занятиях было проведено на базе ДОУ №1 "Ромашка" комбинированного вида. Исследование показало, что в характере общения детей со взрослыми преобладает ситуативно-деловой форма, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментального исследования, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.

Следует отметить, что в ситуации общения дети с общим недоразвитием речи часто прибегали к помощи жестов, давали в основном односложные ответы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о снижении потребности в общении у детей с общим недоразвитием речи, что выражается отсутствием заинтересованности в контакте, отсутствием инициативных высказываний, относящихся к познавательной деятельности и самим характером беседы, которая имеет вид одностороннего диалога-расспроса, поддерживаемого взрослым.

С учетом выявленных особенностей был разработан и проведен формирующий эксперимент. В ходе эксперимента работа проводилась совместно учителем-логопедом и воспитателями логопедической группы. Воспитатели проводили работу с учетом рекомендаций, разработанных с учетом данных исследования. В них акцент делался на формирование невербальной основы коммуникации. При проведении логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались специальные ситуации, способствующие активизации речевой коммуникации. К ним относились: ситуация "успеха", элементы проблемных ситуаций; ситуации совместной деятельности детей. В ситуации "успеха" наблюдалась разная степень самостоятельности детей в продуцировании коммуникативного высказывания, с учетом уровня сформированности речевых средств общения. Элементы проблемных ситуаций были направлены на познавательный интерес, где предлагалась помощь в речевом оформлении коммуникативной потребности в различной степени. В ситуации совместной деятельности детей с учетом того, что общение со сверстниками более активно протекает, были предложены виды работ в парах, с включением дополнительного коммуниканта, работа с "маленьким учителем".

Эффективность экспериментального обучения была подтверждена в ходе контрольного эксперимента. На занятиях дети экспериментальной группы активно использовали инициативные высказывания, относящихся к познавательной деятельности; продолжительность участия в общении увеличилась, убедительным свидетельством чего стало заметное увеличение количества и распространенности речевых высказываний; значительное увеличение вопросительных и побудительных высказываний детьми; дети внимательно слушали собеседника, и учителя-логопеда, и сверстника, смотрели ему в лицо, ждали своей очереди вступления в беседу, активно пользовались невербальными средствами общения.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Разработан и апробирован комплекс приемов и методов активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий, подтверждена гипотеза о том, что активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий, способствует подбор приемов и методов логопедического воздействия с учетом особенностей коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей этой категории, создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе учителей-логопедов в дошкольных образовательных учреждениях, могут быть интересны педагогам и родителям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 


Человекоцентрированный подход в образовании
Эта модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту К. Роджерсу, который считает, что педагогика, как и терапия, должна помогать человеку быть здоровым, то есть быть самим собой, иметь адекватные представления о своих возможностях и постоянно развиваться. Он заявляет, что человек по приро ...

Понятие эвристической деятельности
Становление и развитие эвристики проходило одновременно с развитием науки. Ученые и философы Древней Греции заметили, что для нахождения решения возникающих научных и практических задач человек применяет во многом одинаковые мыслительные и организационные действия. Слово эвристика (греч. — обнаруживаю, отыскиваю, открываю) обозначало в Д ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru