Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.
Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.
Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.
Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу — самостоятельно создает образ своей семьи.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
Преемственность
работы детского сада со школой
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот: учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка. Преемственность может рассматривать ...
Тематическое планирование занятий, уроков по экономике
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других ...