Мы рассматривали методику изучения квадратного трехчлена в основной общеобразовательной школе по двум учебным пособиям: 1) учебник под редакцией Ю. Н. Макарычева, 2) учебник под редакцией А. Г. Мордковича, где выяснили, что разные авторы, по-разному предлагают изучение данной темы.
Я считаю целесообразно показать в своей выпускной квалификационной работе методику изучения квадратного трехчлена по двум учебным пособиям, начиная с 7-го класса, то есть провести сравнительный анализ.
В 7 классе, по учебнику Ю. Н. Макарычева, начинается изучение функции вида y = x2 и y = x3, в теме «Одночлены», тем самым, подготавливая учащихся к изучению темы «Квадратный трехчлен», в главе: «Степень с натуральным показателем», на которую отводится 18 часов. Рассмотрим фрагмент урока:
- Ребята, вы изучали функцию, которая задается уравнением вида
y = kx + m с двумя переменными x, y.
- Какую функцию задает это уравнение?
+ Линейную функцию.
- Как вы думаете, не встречаются ли математические модели такого же плана, но такие, у которых «y» выражается через «x» не по формуле y = kx + m, а иным способом?
- Пусть x – сторона квадрата, а y – его площадь. Как выразить y через x?
+ y = x2
- Пусть x – сторона куба, а y – его объем. Как выразить y через x?
+ y = x3.
Говоря об учебнике 7 класса, под редакцией А. Г. Мордковича, можно сказать, что на изучение данной темы отводится отдельная глава «Функция y = x2 »:
1. Функция y = x2 и ее график.
2. Графическое решение уравнений.
3. Что означает в математике запись y = f (x).
Но следует отметить тематическое планирование по учебнику «алгебра 7-го класса» под редакцией А. Г. Мордковича, рассчитывая по 3 часа в неделю. Основная цель: дать учащимся представление о том, что в математике, кроме линейных функций встречаются и другие функции, например y = x2 и кусочные функции; познакомить учащихся еще с двумя свойствами функций: непрерывность функции, область определения функции; показать, как можно использовать графики функций для решения уравнений.
Глава: Функция y = x2:
1. Функция y = x2 и ее график. На эту тему отводится 2 часа,
2. Графическое решение уравнений – 2 часа,
3. Что означает в математике запись y = f (x)? - 3 часа,
4. Контрольная работа – 1 час,
5. Итоговое повторение и итоговая контрольная работа – 1 час,
Таким образом, на эту тему отводится 9 часов. Эта тема рассматривается в более широком контексте, чем в учебнике под редакцией Ю. Н. Макарычева. Рассмотрим план изучения данной темы:
1. Познакомить учащихся с графическими моделями, отличными от линейной функции.
2. Построить график функции y = x2
3. Исследовать свойства функции и особенности ее графика.
Также первое упоминание квадратного трехчлена в 7-ом классе можно проследить в теме: «Разложение многочлена на множители», в подразделе «Разложение многочлена на множители с помощью способа группировки». Рассмотрим фрагмент урока:
- Решим уравнение x2 – 7x + 12 = 0.
- Прежде чем решить это уравнение нам нужно разложить на множители многочлен или как правильно сказать квадратный трехчлен, где в 8 классе вы будете подробно рассматривать его.
Методические основы проведения эксперимента
Эксперимент проводился в трех классах разных школ, которые работают по разным образовательным моделям. В частности: 1а класс, школа № 11, учитель Головинская Ирина Александровна, система Виноградовой. 1б класс, Школа № 97, учитель Волченко Тамара Викторовна, система Эльконина-Давыдова. 1 класс, РСОШ, учитель Сорокина Ирина Анатольевна, т ...
Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа
Представим, что учащийся хорошо выполняет преобразования по тому или иному типу. Чтобы убедиться в том, что данный тип оперирования для него не случаен, необходимо проверить его устойчивость, т. е. возможность выполнять данные преобразования на различном графическом материале. В этих целях используется такой показатель, как широта оперир ...