Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение А).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень – воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу. Полученные результаты заносились в протокол. Обработка данных проводилась в программе Excel.
В Таблице 2 представлены результаты младших школьников по уровням познавательной активности, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№№ |
Имя, Ф. |
Средний балл |
Уровень усвоения знаний |
Диана Б. |
4,5 |
Высокий | |
Ксения Г. |
3,5 |
Средний | |
Маша Е. |
4,3 |
Высокий | |
Ира Ф. |
4,3 |
Высокий | |
Тимур К. |
2,5 |
Низкий | |
Миша Г. |
3,3 |
Средний | |
Саша Г. |
3,2 |
Средний | |
Илья П. |
2,7 |
Низкий | |
Валя З. |
3,2 |
Средний | |
Дима К. |
2,6 |
Низкий | |
Олеся К. |
4,4 |
Высокий | |
Катя Р. |
3,4 |
Средний | |
Юлия К. |
4,3 |
Высокий | |
Витя Ф. |
3,1 |
Средний | |
Коля Г. |
2,4 |
Низкий | |
Лариса П. |
3,5 |
Средний | |
Роман П. |
3,1 |
Средний | |
Общий уровень по классу |
3,4 |
Средний |
Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных
технологий в педагогическом процессе
Применение средств КТ в современном образовании основано на дидактических принципах, свойствах и особенностях их использования. Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Они понимаются как исходные п ...
Проявление
пространственного мышления в учебной деятельности
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Особенности пространственного мышления ярко выступают в процессе решения графических задач, где вычленение пространственных соотношений, их преобразо ...