Одним из принципов традиционного обучения является строгое выполнение требования использования правил орфографии. Правила эти, однако, зачастую носят условный, отчужденный от языка характер и не показывают ребенку «языковой законности» того или иного написания, что совершенно необходимо для выработки осознанного отношения к письму. Научное отношение к методике обучения правописанию предполагает такой подход, при котором ответы на вопросы а или о? , слитно или раздельно и т.п. – ребенок находит не «в правиле», а в самом языке, восстанавливая для этого естественные языковые связи. Понятно, что для того, чтобы обучать ребенка «правильным» с языковой точки зрения действиям, учитель должен располагать адекватной лингвистической теорией.
А в теоретическом аспекте отличие развивающего обучения от традиционного проявляется, как уже отмечалось, в понимании основного принципа русского письма (в традиционном подходе это морфологический, а в развивающем обучении – фонематический).
Одной из проблем традиционного обучения, связанной с пониманием основного принципа русского письма, является проблема отсутствия у детей чувства орфографического чутья (орфографической формы). На дограмматическом этапе изучения родного языка (1 класс), когда освоение правописания происходит на звуковом уровне, имеющим чувственную основу, и без привлечения каких-либо теоретических грамматических сведений, успех обучения во многом зависит от речевого опыта ребенка, его языкового чутья. Развитию у ребенка языкового чутья, «словесного инстинкта», «подсознательной грамматики» большое значение придавали такие корифеи отечественной методической науки, как К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров, А.М. Пешковский, Н.С. Рождественский и др.
Путь изучения правописания от наблюдения конкретных языковых фактов в тексте к практическим орфографическим обобщениям является необходимой ступенью в обучении правописанию, подготовительным этапом к изучению законов орфографии на более глубокой, грамматической основе. При этом текст художественного произведения становится интегрирующей основой обучения русскому языку и чтению, так как выступает в качестве объекта лингвистического анализа: проводятся самые первые, элементарные наблюдения над тем, как организуется смысловой уровень текста с помощью языка.
Еще одной проблемой традиционного обучения является проблема перехода от фонетического анализа слова к морфологическому, которая вызывает многочисленные трудности у детей. Это и понятно: фонетический анализ вводится первым, закрепляется многочисленными упражнениями и постепенно становится для ребенка естественным и единственным способом анализа лингвистического материала. Введение же морфологического основания задается, во-первых, позднее, а во-вторых, в виде готового набора правил. Поэтому для ребенка эти два способа анализа существуют независимо, содержательно не связаны друг с другом и логические один из другого не вытекает. Таким образом, проблемам связи фонетического и морфологического способов анализа в традиционном обучении не только не решается, но и не ставится.
Именно этот разрыв и пытается преодолеть система развивающего обучения.
Таким образом, в ходе рассмотрения данной проблемы мы пришли к следующим выводам.
После анализа литературы по проблеме орфографической грамотности мы приходим к выводу, что однозначного понимания того, какой же принцип русского письма нужно использовать при обучении орфографии. На современном этапе существуют как приверженцы как традиционного обучения, так и развивающего.
По нашему мнению, при построении курса орфографии необходимо учитывать как достижения школы классической методики орфографии, теории развивающего обучения, а также многих других методик, исследований психологов (т.к. в формировании грамотности роль психологических факторов нередко недооценивается), а также практический опыт учителей.
Таким образом, проблемой орфографической грамотности занимались и занимаются: методисты, психологи и учителя. Для успешного разрешения этой проблемы учителю начальных классов необходимо знать, что занятия по орфографии не могут быть оторваны от занятий по грамматике, так как грамматика дает основание для усвоения орфографических правил и для их понимания; от всей системы по русскому языку; от задач общего развития детей.
Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию
речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...
Гигиенические требования к учебному процессу
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Утомление на школьном уроке - естественное ...