Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Страница 1

Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и «телесным». Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагме, откуда и происходит древнегреческое слово «френ», являющееся синонимом названия этого мышечного органа. Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого газа. По мнению И. Максимова, в понятие «дыхание» входят все процессы, связанные с доставкой кислорода из внешней среды внутрь клетки и выделением углекислого газа из клетки в окружающую среду [4]. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

Вопросами развития дыхания (как физиологического, так и речевого) изучались в разных аспектах многими физиологами, педагогами, психологами и логопедами. Проблемам в области физиологии посвятили свои труды Е.Н. Малютин, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев, Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Л.Д. Работнов, М. Ф. Фомичева, В.Г. Ермолаев. Ими изучались типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования [4, 5].

Анатомически дыхательный отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности [6].

В период внутриутробного развития нервно-мышечный аппарат системы внешнего дыхания имеет более раннюю закладку и ускоренное созревание по сравнению с другими мышцами туловища и конечностей. Развитие дыхательной функции в онтогенезе условно делят на три фазы. Первая фаза короткая – от первого вдоха после рождения до полного расправления легких. Во второй фазе устанавливается устойчивое соотношение между дыхательной и циркуляторной системами. Длительность ее – от нескольких часов до нескольких недель. Третья фаза – развитие дыхательных и циркуляторных регуляций. Параллельно увеличению размеров тела ребенка происходит рост и интенсивное развитие бронхиального дерева (развитие новых бронхиальных ветвей продолжается до 7–8 лет) и легких, чему способствует увеличение его двигательной активности. Развивается дыхательная мускулатура. Увеличивается скорость воздушного потока в дыхательных путях. Об этом свидетельствует увеличение объемных скоростей дыхания [7].

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: реберное (грудное), брюшное, смешанное (грудобрюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: ключичное, верхнереберное, нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При ключичном типе дыхания участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к такому типу дыхания. Его можно преднамеренно вызвать, втянув живот внутрь и послав его содержимое к диафрагме. При этом только верхняя половина легких наполняется воздухом. Большая же его часть не вступает в полезный газообмен. У людей с закрепившимся верхним дыханием вырабатывается привычка дышать ртом. Воздух при этом как следует не очищается и не согревается. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового, как при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. При таком типе дыхания участвуют нижняя часть груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как только опускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимает нижнее дыхание. Оно часто возникает также и во время сна. При грудном дыхании воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Включает черты ключичного дыхания (ребра поднимаются, а грудь немного расширяется) и брюшного (диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад). Это дыхание зачастую также остается поверхностным [1, 5, 6, 7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Содержание курса орфографии
Формирование орфографических навыков– сложный и длительный процесс. Можно говорить даже о гипертрофированной роли, которую играет орфография в школьном курсе, где усилия учителя направлены не столько на формирование у учащихся целостной картины такого сложнейшего феномена, как язык, сколько на работу по привитию навыков сугубо практическ ...

Особенности образования взрослых
Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого. Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого: 1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который ст ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru