При физиологическом дыхании отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2. Во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы вдоха в 5–8 раз. Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого воздуха достигает при речи 1500–2000 см³ вместо 500 см³ при обычном дыхании. Удлинение выдоха происходит не только за счёт перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох – выдох), но и за счёт увеличения продолжительности всего цикла. При обычном дыхании число дыхательных движений, то есть циклов, составляет 16–20 в минуту, а на один цикл соответственно приходится 3–4 секунды. Во время речи число дыхательных движений уменьшается вдвое и составляет 8–10 в минуту. Следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени [5, 12].
Ещё одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь [13].
Особенности речевого дыхания представлены более наглядно в таблице 1.
Таблица 1 – Особенности речевого дыхания
Показатели |
При обычном (спокойном) дыхании |
При речевом дыхании |
Отношение длительности вдоха к длительности выдоха |
1 : 1,2 |
1 : 5–1 : 8 |
Число дыханий в 1 мин |
16–20 |
8–10 |
Объём выдыхаемого воздуха |
500 см³ |
1500–2000см³ |
Вдох производится |
Через нос |
Через рот |
Участие в дыхательных мышцах |
Не участвуют |
Участвуют |
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным [13]. По представлению Н.И. Жинкина эти колебательные движения диафрагмы, на каждом звуке речи наслаивающееся на экспирацию, являются собственно речевыми, «артикуляционными» движениями диафрагмы. Эти изменения тонуса мышц, носящие волновой характер, в процессе устной речи выполняют две функции: во-первых, этим регулируется энергия для генерации каждого произносимого звука и, во-вторых, «отпуск энергии» для слогового квантования речи [2].
Таким образом, на каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов. речевое дыхание заикание логопедический
Цели обучения орфографии
Правописание и его нормы являются обязательным атрибутом письменной формы немецкого литературного языка и объединяют нормы орфографии и пунктуации. Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность– умение применять изученные в школьном курсе ...
Развитие умственных способностей учащихся в классах коррекции
на уроках адаптационной физической культуры
Целью уроков адаптационной физической культуры, которые здесь проводятся в классах коррекции, является создание при помощи специальных упражнений и двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации детей. В этой школе заметили, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их об ...