Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Страница 5

Следуя методике З.В. Савковой, используется положение о четырех качествах речевого дыхания: глубина, высота, частота, близость. Глубина дыхания. Имеется в ввиду нижнереберный – диафрагмальный тип дыхания. Этот тип дыхания позволяет осуществить полный и глубокий вдох. Раздвинутые ребра могут сохранить положение «вдоха» во время речи, что позволяет пополнить воздух движениями одной диафрагмы. Высокое дыхание. Овладеть высоким дыханием – значит выработать ощущение воздушного потока по вертикали – вверх в голову, а не по горизонтали – в рот. Частое дыхание – это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речи. Частое дыхание позволяет легко распоряжаться выразительными средствами речи (темпом, ритмом, паузами, интонацией), делает звучащие слова наиболее действенными. Близость дыхания – отчетливость артикуляции. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю [14].

Исследованиями Р.Л. Шейкина, Э.А. Арутюняна, Л.А. Чистович и В.А. Кожевникова и др. была выявлена зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи. По данным Р.Л. Шейкина, вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Э.А. Арутюнян отмечал, что человек способен производить речь с разными темпами, нормальным голосом или шепотом, способен четко выделять позиции ударений и т.п. Из этого следует наличие у человека механизмов тонкой регуляции работы легких. В организации управления речевым дыханием ведущее значение имеют слоговая и просодическая структуры речевого потока [15].

Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер. Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно смысловые единицы. Они возникают на границе между предложениями и между синтагмами, как в ходе устного спонтанного высказывания, так и в процессе чтения текста. Можно думать, что внутреннеречевое планирования не ограничивается декодированием на уровне артикуляции, сюда подключается синхронный голосовой механизм реализации устного высказывания, а, следовательно, и речевое дыхание [16].

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3–6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4–6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. Усложнение речевой задачи детьми 5–6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности. Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания [1, 17, 18]. Итак, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Различные подходы к определению творческих способностей
В современной психологической науке выделяют три основных подхода к определению творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивы, цен ...

Сельский школьный автобус
По оценкам Федерального агентства по образованию, на начало реализации национального проекта потребность сельских школ в автобусах составляла более 10,5 тыс. машин. В 2006 году на закупку автобусов для сельских школ из федерального бюджета был выделен 1 млрд. руб. С учетом софинансирования данного направления регионами в сельские школы в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru