Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 4

Как и инспираторная, экспираторная судорога может иметь различные степени – от самых сильных до слабых, чуть заметных или едва начинающихся движений. Последние характеризуются своей непродолжительностью, слабым напряжением мышц, незначительным количеством выводимого ими воздуха из груди. Распознавание таких слабых судорог иногда может быть затруднительным, чем распознавание слабых инспираторных судорог. Причина трудности заключается в том, что экспирация и при нормальных условиях является необходимой составной частью речевых движений. Напряжение экспирации во время нормальной речи представляет собой беспрерывно меняющуюся величину во всех видах речи – громкой, тихой или шепотной. В этих переменах необходимо различать силу, или напряженность, экспирации и время, или продолжительность, экспирации известной силы.

Сила экспирации изменяется на всех ударениях в предложении, речевом такте и отдельном слове, а также в слогах и в отдельных звуках. Различные звуки, сомкнутые в один слог, произносятся не с одинаковым экспираторным напряжением, а обычно на один звук падает главная и сильная часть экспирации. Поэтому независимо от своей индивидуальной интенсивности и длины, каждый звук может быть произнесен с той или иной силой выдоха, в зависимости от занимаемого им места в слоге. Каждый звук слога или слова в цепи других звуков имеет свой определенный выдыхаемый компонент, и малейшие изменения в силе выдоха сразу резко нарушают метрическое строение слога.

Влияние экспираторной судороги на действие голосового и артикуляторного механизмов более значительно, чем то, какое оказывает инспираторная судорога. Последняя не всегда препятствует деятельности вокализации и артикуляции, и слово, начатое на выдохе, может быть окончено на вдохе. Экспираторная же судорога в слабом проявлении, позволяет до известной степени работать артикуляторному и голосообразующему механизмам. В большей же части случаев она производит угнетающее действие и совершенно приостанавливает действие голосового и артикуляторного аппаратов в течение всего времени, пока она сама длится [22].

Звук, наполняющий собой речевую паузу при экспираторной судороге, принадлежит к числу придыхательных и в оcновном носит на себе слабый оттенок ближайшего, по ходу артикуляции, гласного звука. Согласные же звуки, как мгновенные, так и длительные, никогда не бывают слышны вследствие того, полость рта остается открытой в течение судороги, что составляет ее характерную особенность, а при таких условиях образование согласных, как взрывных, так и щелевых, невозможно. С момента наступления судороги голос внезапно умолкает, и слышиться то один беззвучный выдыхательный шум трения или придыхательный звук. Этот звук имеет не всегда одинаковый характер, который бывает то более шепотным, то более звучным. Мышцы голосового аппарата, застигнутые во время работы экспираторной судорогой, приходят в такое оцепенение, как и артикуляторные мышцы. Судорога наступает в момент произношения гласного звука или громкого согласного, т.е. когда голосовые связки бывают напряжены или наоборот, что чаще, беззвучный выдыхательный шум в случаях наступления судороги при одном из шепотных звуков [22].

В своем исследовании хотелось бы отметить еще одну особенность экспираторной судороги. Часто наблюдается, что слово или слог, произнесение которых было приостановлено такой судорогой, после ее окончания, произносятся порывисто и с особенно сильным экспираторным напряжением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Разработка и реализация комплекса занятий по развитию навыков диалогического общения в процессе ролевых игр
Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать в экспериментальной группе старших дошкольников цикла занятий по развитию навыков диалогического общения с применением ролевых игр. На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа развития диалогической речи ...

Творческие способности
Очевидна проблема: какие способности можно считать творческими, а какие - нет? Какие критерии творчества, творческой деятельности можно выделить? Единства в этом вопросе нет, поэтому далее будет дана лишь самая общая классификация: 1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукт ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru