Одним из самых существенных признаков ненормального вдоха, показывающий его судорожный характер, служит появление вдоха среди речевого такта, среди слога или среди произнесения отдельного звука, что производит фонетическую диссоциацию (распад на мелкие части), никогда не наблюдаемую у человека с нормальной речью без нарушений. Если инспираторная судорога наступает среди речевого такта, то, прежде всего, происходит внезапная приостановка экспирации (выдоха) в данной фазе и непосредственный переход к инспирации. При этом голосовой и инспираторный механизмы, которые относятся к начатому речевому такту, иногда продолжаются, и если в них не происходит одновременно самостоятельной судороги, то начатый такт благополучно заканчивается при инспираторном токе воздуха. Звукопроизношение при этом менее ясное и отчетливое, чем при нормальной речи, но довольно различимо. Иногда артикуляция и вокализация приостанавливаются и продолжаются после окончания инспирации уже с новым экспираторным током воздуха. В зависимости от продолжительности инспирации может быть произнесен целый такт или его часть. При медленных вдохах артикуляция и вокализация успевают совершаться правильно, при быстрых же слышны обычно одиночные слоги или звуки. Как бы коротка ни была инспирация, попадающая на произносимое слово или речевой такт, она всегда производит резкое, очевидное разделение слова на части и дает впечатление неприятного перерыва речи. Плутарх называл это явление «рваной речью» [22, с. 17].
Инспираторная судорога оказывает влияние на деятельность голосового и артикуляторного механизмов. Инспираторный голос – грубый и глухой. Все гласные звуки при такой судороге носят характер «густого придыхания». Гласные а, о, у, э ,и ,ы слышны как [га], [го], [гу], [гэ], [ги], [гы], но никогда не являются совершенно чистыми. Взрывные звуки часто получают аффрикацию (например, слова пол, быть произносятся как пфол, бвыть) [22, с. 18].
Замечено, что инспираторная судорога может угнетать действие артикуляторного и голосового аппаратов: между отдельными звуками появляются звуковые паузы, наполненные «густым вдохом». Иногда слово или такт замирают на первых звуках, или эти звуки становятся неясными. После окончания судороги, прерванные слово или слог начинаются вновь. В результате, артикуляторные движения то приостанавливаются, то лишены четкости, отчетливости и нужной силы [22, с. 20].
Судорога на выдохе или экспираторная судорога по своему проявлению и влиянию на голосовой и артикуляторный аппараты и схожа во многом с инспираторной. Она также имеет внезапный и порывистый характер, возникая в течение речевой деятельности, нарушает правильное непрерывное звукопроизношение. Эти два вида дыхательных судорог различаются между собой неодинаковым количеством мышечного напряжения: инспираторной судороге свойственны быстрота и мимолетность, а экспираторной – объемистые и сильные напряжения мускулатуры брюшного пресса. По этому признаку уже с первого взгляда нетрудно различить оба вида судорожных движений, если они существуют совместно, сменяя друг друга. Сила экспираторной судороги сказывается в особенности в тех случаях, когда выдыхаемый воздух встречает препятствие на своем пути, например, в противодействии артикуляторного и голосового механизмов [22, 34].
Экспираторная судорога обычно поражает человека не в начале, а уже в потоке речи, ее наступление резко обозначается внезапным усилением экспирации (выдоха) и никак не вытекает из артикуляторных потребностей данной минуты. Большей частью сокращение брюшных мышц бывает так внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек немного наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, а воздух с большим напряжением, быстротой и шумом выходит из груди наружу через раскрытую голосовую щель. Таким образом, бережливость, с которой расходуется выдыхаемый воздух у говорящего, внезапно и резко нарушается при экспираторной судороге. В тяжелых случаях заикания экспираторная судорога вызывается намерением говорить и появляется при попытке раскрыть рот [22].
Смысловой барьер
Ученик может стать трудным, если между ним и педагогом возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной, раскрывшей содержание данного понятия следующим образом: ««Смысловым барьером'' мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «понимает» ...
Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать следующими навыками: ü Умением самостоятельно обслужить себя; ü Обладать навыком общения с другими детьми и с взрослыми; ü Уметь подчиняться правилам и требованиям; ü Быть способным сосредотачиваться на одном занятии не менее 20 минут. У детей, посещавших ДОУ, адаптац ...