Оттого что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве и поэтому не только не содействуют формированию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и видя отдельные неудачи детей, упрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы соглашаться с тем, что в школе его (ее) не оценили по достоинству. Не разобравшись в сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Например, А.М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости:
— глубокого и общего отставания (I категория);
— частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категории);
— эпизодической неуспеваемости (III категории).
В качестве причин первой категории отмечены: низкий уровень предшествующий подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитания ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для второй категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для третьей категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на учебных занятиях, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю.К. Бабанский. Он изучал учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости учебные возможности, в понимании Ю.К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют собой синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю.К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы ее же силами.
I — условия внутреннего плана;
П, III, IV — условия внешнего плана;
II — особенности организма школьника;
II а — бытовые условия;
II б — гигиенические условия в школе;
II в — особенности воспитания в семье;
II г — особенности обучения и воспитания в школе;
III а — причины недостатков бытовых условий;
НІ б — причины недостатков гигиенических условий в школе;
III в — условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
III г — условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.
Эта схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположить по разным ярусам те явления, которые соотносятся друг с другом как причины и следствия, помогая увидеть иерархию и связи различных групп причин неуспеваемости.
Дефекты общего развития, характерные для длительно неуспевающих учащихся, являются часто результатами запущенной еще в начальной школе неуспеваемости. Другие особенности личности школьников, перешедших в IV класс (недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия), отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Эти же особенности личности (школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы (в частности, того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля).
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют слишком много времени спортивными тренировкам и подвижным играм, работе в юннатских и других кружках. Хотя обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.
Дидактические материалы по теме «Параллельность в
пространстве»
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от умения учащихся самостоятельно получать и применять знания. Проблема методики формирования умений самостоятельной работы учащихся является актуальной для каждого преподавателя математики. Преподавание геометрии дает возможность в наибольшей степени развить у учащихся умен ...
Программа формирующего эксперимента
На основании полученных результатов нами был составлен перспективный план на квартал текущего года по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий. Тематика изложенных мероприятий способствует развитию коммуникативной компетентности детей старшей группы. Перспективный план дал возможность ...